Заявление специального представителя ЕС в Молдавии Кальмана Мижея о том, что "чем привлекательнее будет Молдавия, тем легче и быстрее разрешится приднестровский конфликт", явно демонстрирует ошибочную оценку приднестровской проблемы, которая, однако, широко распространена среди политиков и экспертов в ЕС. Об этом заявил 30 ноября 2007 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM эксперт по вопросам безопасности и внешней политики кишиневского Института развития и социальных инициатив Viitorul Дмитрий Мынзэрарь.

"Эта оценка обусловлена доминирующими в настоящее время среди политэлиты и большинства экспертного сообщества ЕС парадигмами, что институты важнее идей в процессе демократического развития "переходных государств". Другая краеугольная мысль, определяющая политическую культуру и менталитет европейцев, это то, что перспектива взаимовыгодных экономических отношений является сближающим фактором, который уменьшает возможность конфликта между вовлеченными сторонами. На этих принципах основаны стратегии большинства западных донорских организаций, финансирующих проекты политического развития на постсоветском пространстве, следуя парадигме "демократического перехода"", - считает эксперт.

По мнению Мынзэраря, игнорирование ЕС важности идей в пользу институтов, приводит к развитию рудиментарной политической культуры у большинства населения, уязвимости перед политическими манипуляциями, безразличию к политике и низкой гражданской активности. "Все это приводит к исключению народа из политического процесса, уменьшению его влияния на политические решения, которые становятся прерогативой элит, не желающих более консультироваться с избирателями. Господин Мижей был бы прав насчет влияния привлекательности Молдавии на разрешение приднестровской проблемы, если бы население на левом берегу имело влияние на политические процессы. Он не принимает во внимание, что они всего лишь топливо для идей популизма, национализма и великодержавия, проповедуемые Москвой и Тирасполем. Спецпредставитель ЕС также игнорирует факт того, что на волне роста цен на нефть, Россия имеет достаточно возможностей всегда перетянуть баланс экономической привлекательности на свою сторону. Даже если подобные заявления имеют целью подтолкнуть Кишинев в направлении реализации настоящих демократических реформ, они все равно не имеют достаточной оправдательной базы", - отметил Мынзэрарь.

Эксперт пояснил, что европейцы придают чрезмерное значение внутренним факторам в "переходных государствах", такие как коррупция, экономическое развитие и благосостояние граждан. "Но они совершенно игнорируют внешние факторы, которые на данном историческом периоде превалируют в случае приднестровского сценария. Эти внешние факторы включают в себя влияние России, которая в своей внешней политике использует инструменты так называемой непрямой агрессии. Они проявляются в действиях вмешательства во внутренние дела Молдавии, в создании и использовании внутренних конфликтов для ослабления государственных институтов РМ, в развитии механизмов политического, экономического и социального давления на руководство Республики Молдова. В разжигании и поддерживании неприязни и недоверия между правым и левым берегами Днестра, многоуровневой поддержке сепаратистского руководства в Тирасполе, пропаганде, вымышленных оправданий сепаратизма Тирасполя среди международного сообщества, а также в демонизации руководства и действий Молдавии. Во всех этих начинаниях Россия делает ставку на идеи и на создание определенного восприятия среди населения левого берега, отторгающие западные ценности и культуру, создающие Западу и Молдавии образ врагов. Акты непрямой агрессии России, разъедая ткань общества и фундамент государственных институтов, также создают предпосылки для процветания политической коррупции и преград для экономического развития Молдавии", - сказал Мынзэрарь.

Именно эти факторы, по мнению эксперта, объясняют причины отсутствия успехов переговоров в формате "5+2", упомянутые Кальманом Мижеем. "Просто из-за неполной оценки ситуации вокруг приднестровской проблемы, Евросоюз не разработал и в результате не может использовать эффективные инструменты для разрешения конфликта. Это напоминает чем-то старую басню, в которой аист, пришедший в гости к лисе, остался голодным, так как никак не смог своим клювом достать жидкую пищу из тарелки. Хотя внутренние факторы, влияющие на процесс демократического развития Молдавии и на приднестровский конфликт также важны, чрезмерная концентрация на них, при полном игнорировании последствий непрямой агрессии Российской Федерации, создают ситуацию, когда Евросоюз беспомощен оказать существенное влияние на процесс разрешения приднестровского вопроса. И тогда ему ничего не останется, кроме как принять решения, представленные Кремлем, и предварительно "согласованные" с Кишиневом. И этим существенно ослабит свои позиции в качестве влиятельного игрока в международной политике", - подвел итог Дмитрий Мынзэрарь.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, 27 ноября 2007 года на прошедшей в Кишиневе конференции "Молдавия в Европе - Европа в Молдавии" специальный представитель ЕС в РМ Кальман Мижей заявил, что перспектива разрешения приднестровского конфликта во многом зависит от того, удастся ли Молдавии стать привлекательнее для населения Приднестровья и бизнесменов региона. "Чем привлекательнее будет Молдавия, тем легче и быстрее разрешится приднестровский конфликт", - подчеркнул Мижей. По его словам, 80% населения Молдавии поддерживают вступление в Евросоюз, который "предоставляет немало свобод, что могло бы заинтересовать жителей Приднестровья, и тем самым появится возможность сближения обоих берегов Днестра".