Чувашия никогда не голодала отдельно от Украины. С физической точки зрения, желания Украины с требованием к России о материальном возмещении ущерба украинским гражданам и их потомкам, пострадавшим от голода в 1932-1933 годах, не обоснованны. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил кандидат исторических наук, профессор кафедры политологии Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД РФ Владимир Михайлов, занимающийся изучением этого периода. "Меня удивляют претензии Украины. Это неверно. Все союзные республики вошли в состав СССР юридически на равных правах, - сказал Михайлов. - Конечно, центральное союзное правительство играло решающую роль, в составе центрального правительства не было такого органа, как НКВД СССР, НКВД было всесоюзным. Но, тем не менее, это было союзное государство, которое осуществляло свою деятельность на основе союзного договора. И предъявлять претензии к России в связи с тем, что столица находилась в Москве, - бессмысленно. Это все равно, что по факту географического расположения столицы решать, кто виноват или какая сторона должна отвечать".

Не стоит забывать, что голодомор в СССР был не только в 1932 году. Страшный голод охватил Поволжье в 1921 году, отметил Михайлов. По его словам, этот год вошел в историю региона как год смерти, до сих пор у всех на слуху выражение "голодающее Поволжье". Как отметил Михайлов, тяжелые условия социально-экономического развития после Гражданской войны, последствия Первой мировой войны, разруха, управленческая неразбериха привели к тому, что люди утратили возможность подготовиться к голоду. За этот год только в Чувашской автономной области уровень смертности составил 43,1 промилле, тогда как в 1914 он был на уровне 34,2 промилле. Всего же в Чувашии в 1921 году умерли 35 878 человек, при этом выше нормы - 7 405 человек. После завершения голода в 1922 году после получения нового урожая всего умерло 32 409 человек, выше нормы - 5 803 человека, резюмировал Владимир Михайлов.

Однако в 1921 году на Украине было легче, туда направляли людей на поправку. Например, заболевший известный чувашский советский поэт Михаил Сеспель уехал туда в 1921 году. Стоит отметить, что одной из предпосылок высокой смертности от голода в 1921 году, кроме природных факторов, было преувеличение чувашскими большевиками выполнения планов по проведению продразверстки, отмененной слишком поздно. В январе в Чувашии был жестоко подавлен "чапанный бунт", вызванный изъятием большевиками остатков зерна, фактически - неприкосновенного семенного фонда. Продразверстка была отменена в марте. Но до этого в феврале в сводках ГПУ уже появились сообщения из Чувашии: "Голод усиливается. Настроение населения растерянное, наблюдаются случаи самоубийств целых семейств посредством угара, развивается воровство, главным образом продуктов". 6 марта 1921: "Число голодающих по всей области около 800 тысяч человек. Случаев голодной смерти зарегистрировано 35 тысяч человек. Оказываемая помощь удовлетворяет только около десяти процентов нуждаемости. У большинства населения запасы суррогатов вышли. За отчетное время зарегистрирован один случай людоедства. Вследствие голода сильно развивается уголовный бандитизм. Над пойманными ворами крестьяне производят самосуды".

Несколько месяцев центральное правительство в Москве не распространяло информацию о голоде в стране. Вплоть до июля 1921 г. Москва упорно отказывалась официально признать факт катастрофы массового голода. Наркомнац Иосиф Сталин отреагировал на первые доклады о необходимости помощи голодающей Чувашии просто: "От того, что ваш чувашский народ вымрет, мировая революция не пострадает". Это первый голод в СССР, при котором руку помощи протянули европейские страны и американские фонды. Они открыли свои офисы в регионах современных России и Киргизии. Советские власти по возможности отказывались от этой помощи, ограничивали возможности для работы НПО и начали под лозунгом борьбы с голодом изъятие церковных ценностей. Люди массово покидали ряды большевиков и комсомольских ячеек.

"В 1932 году голод Чувашию не коснулся, но уже в 1936 году были симптомы начала голода, который мог развернуться в таких же масштабах, как и на Украине в 1932 году. Но он не развернулся, потому что правительство приобрело опыт в ликвидации этих условий, которые складывались. Правительство обеспокоилось, и в результате приняли определенные меры. В результате принятия этих мер голод не приобрел такого характера, как на Украине", - считает Михайлов.

Однако голод 32 года остался в памяти русских регионов Поволжья. По данным историка Виктора Кондрашова, именно тогда в деревне появились невеселые частушки, поговорки: "Рожь, пшеницу отправили за границу, а цыганку-лебеду - колхозникам на еду". Хлебозаготовки и наступивший голод многие крестьяне связывали с именами Сталина и Калинина. Опросы свидетелей и участников голода в Пензенской области показывают, что 99,9% подтвердили наличие голода в 1932-1933 гг., подтверждают и то, что он был слабее голода 1921-1922 гг., но сильнее голода 1946-1947 годов.

Ранее историками уже предпринимались попытки отделить какой-то народ от общей беды. Так было с голодающими немцами в Поволжье. Но это так и осталось на уровне научных исканий и споров. В целом степень горя, вынесенного чувашским крестьянством в те годы, так велика, что в Чувашии не допускают даже мысли о возможности политических спекуляций на этой теме.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, представители ряда политических сил Украины обратились к президенту страны, Верховной Раде и Кабинету министров с требованием подать иск в Международный европейский суд с требованием к Российской Федерации о материальном возмещении ущерба Украине и ее гражданам, "ставшим жертвами спланированного и проведенного сталинским режимом голодомора и геноцида в 1932-1933 гг.".