Не у каждого новороссийского моряка, отправившегося в рейс, есть шанс вернуться домой с заработанными деньгами. А для некоторых проблема - просто вернуться домой.

Недавно сигнал о помощи пришел в российское представительство международного профсоюза моряков (JTF) из Северной Африки. В Ливии арестован пароход "Делос Трейдер" компании "Си Шипс". На его борту девять моряков из Новороссийска. Всему экипажу уже несколько месяцев не платят зарплату.

Координатор JTF в России Александр Агеев разбирается со сложившейся ситуацией и выясняет причины ареста судна. Но оптимистические прогнозы делать рано: режим Каддафи в Ливии не признает международных норм, и неизвестно, когда моряки смогут хотя бы попасть на родину.

Команде судна "Евро Азия", к счастью, подобных мытарств не выпало, но новороссийский судовладелец, представляющий компанию "Трансшип", оказался несостоятельным. За четыре месяца работы моряки получили только одну зарплату. Компания документально подтверждает свой долг, но о расчете с работниками речи пока не идет.

А вот какую историю рассказал еще один пострадавший второй помощник капитана, пришедший с жалобой в представительство JTF. Он попал в рейс на судно "Челенджер", которое принадлежало сочинскому бизнесмену Валерию Гриценко (фирма "Валг"). Из марокканского порта пароход не сумел выйти, потому что оказался неисправен двигатель. Власти арестовали "Челенджер". Много месяцев моряки не получали зарплаты. В Марокко сидели очень долго на голодном пайке. Продуктами помогали иностранные моряки. Наконец "арестантам" удалось дозвониться в Лондон, в международный профсоюз моряков. Дело сдвинулось с мертвой точки. Судно было продано другому судовладельцу. Часть зарплаты моряки получили в Марокко. А другую часть новый хозяин пообещал отдать в России. Это письменное обязательство было заверено российским консулом. Но, несмотря на это, теперь представители JTF вынуждены через суд добиваться возврата денег.

Самое неприятное, что мало кто из новороссийских моряков, попавших в подобные переделки, предполагал, что так получится. Ведь большинство уходили в рейс вовсе не через подпольные крюинговые компании. Но, по словам координатора JTF Александра Агеева, хотя Россия и ратифицировала международную конвенцию о трудоустройстве и найме моряков, в нашей стране не приняты соответствующие внутренние законы. И пока львиная доля крюинговых компаний, которые за посредничество получают деньги от судовладельцев, не несет ответственности за судьбу моряков.

Александр Агеев назвал только три новороссийские компании, которые страхуются от аналогичных случаев. Это "Барбер", "Юником", "Си Шипс".