В январе исполнилось два года со дня вступления во власть третьего Президента Республики Марий Эл Леонида Маркелова. Если до сих пор мы считали, сколько дней президент у власти, то теперь считаем, сколько ему осталось до новых выборов. Будет ли он в них участвовать, и какой выбор сделают жители Марий Эл через два года? Сумеет ли Леонид Маркелов завоевать полное доверие и поддержку своих избирателей? Об этом и многом другом президент поведал в очередном интервью "МК" в Марий Эл".

- В январе исполнилось два года вашего президентства. Как вы оцениваете работу нынешнего главы республики и его команды?

- Не важно, как я оцениваю свою работу, важно, как мою работу оценивают мои избиратели. Задачи, поставленные перед правительством, постепенно выполняются. Хотя невозможно за год решить проблемы, накопившиеся за десятилетие. Первоочередной задачей было отдать долги по зарплатам - через год мы их отдали. Мы сказали, что отдадим долги по детским пособиям, - за два года мы решили и эту проблему. Сказали, что будем газифицировать республику, - провели более 200 километров газопроводов. Но есть закон возрастающих потребностей. Сейчас обсуждаются уже не долги по зарплатам, а то, что зарплата недостаточно высокая. Регион прошел отопительный сезон, сравните с тем, что делалось в некоторых других регионах. Вот оценка деятельности правительства. В целом я могу сказать: регион уверенно идет вперед. Если удастся эти темпы сохранить, нас ожидают хорошие перспективы.

- Ходят слухи, что полпред Президента России в Приволжском округе с критикой отзывался о положении дел в республике. Так ли это?

- Абсурд. На последнем совещании, которое проходило в Чувашии, полпред очень позитивно оценил наши действия, указав, что республика, не имея природных богатств - угольных запасов, газовых месторождений и т.п., - добилась роста объемов производства почти на 6%, роста зарплаты - на 50% (это высший темп по Приволжскому округу!), у нас на 20% выросли инвестиции в основной капитал. Он всё это отметил и представил как наиболее позитивный пример в округе. Вообще, нам повезло, что у нас такой полпред: этот человек разбирается во всех вопросах, и ни разу с ним не возникало никаких недоразумений.

- Что бы вы отнесли к самым значимым достижениям последних двух лет?

- Для меня важны любые вопросы, связанные с жизнедеятельностью республики: и газификация, и возврат долгов по детским пособиям, и своевременная выплата зарплаты, и успешное проведение отопительного сезона, и открытие марийской нефти. Для правительства нет больших или малых вопросов. К примеру, для меня было очень важно, когда мы за счет бюджета ликвидировали очередь на коляски детям-инвалидам республики. Годами не уделялось этому внимания. Тратились деньги для того, чтобы приобрести зерно за государственный счет и всё это "профукать". А инвалиды были брошены!

- Говорят, что в Параньгинском районе на самом перспективном участке нет промышленной нефти. Имеет ли смысл продолжать ее поиски, и будут ли вкладываться деньги в дальнейшие изыскания?

- На Илецкой площади есть промышленный запас. Но чтобы месторождение было рентабельным, нужна не одна скважина, а около 50. Из разведанной скважины уже сегодня можно получить промышленную нефть, но там слои глины и нужна специальная технология, чтобы выкачать ее. К концу апреля сможем сказать, сколько реально извлекаемых запасов будет на этом месторождении - пять, десять или двадцать миллионов тонн.

- Менее чем через два года стартует кампания по выборам президента республики. Вы уже говорили, что собираетесь баллотироваться на второй срок. Как оцениваете свои шансы?

- Мои выборы начались уже на второй день после инаугурации: политическая борьба никогда не кончается. Что бы я ни делал, СМИ, которые поддерживают меня, - хвалят, прочие - критикуют.

- Это для вас нормальное явление?

- Это реальность. Многие удивительно нетерпимы друг к другу, критикуют, обвиняют, вместо того, чтобы консолидироваться и решать вопросы региона. Никак не поймут, что кроме нас никто не обустроит республику; что надо сохранить экологию, создать теплоэнергосистемы, поменять теплотрассы, платить налоги... Поэтому я пойду и на второй, и на третий срок - это должно быть совершенно ясно моим оппонентам. И именно на выборах я получу оценку всей своей работы. Я работаю для людей, а мой имидж - это уж производная величина от моих, а точнее - наших результатов.

- Как вы оцениваете шансы своих конкурентов?

- Зачем мне, президенту республики, высказываться о гражданине N.? Чтоб все подумали: о, какой этот N., о нем сам президент говорит? Не хочу. Пусть конкуренты сами о себе расскажут, а еще лучше покажут, что они сделали. Народ это оценит. Только давайте народу правдивую информацию.

- На ближайшей сессии Государственного собрания Марий Эл будет обсуждаться вопрос об изменениях срока полномочий президента республики. Как вы к этому относитесь?

- Принимается новый закон о выборе депутатов Госсобрания в связи с изменениями российского законодательства. И депутаты захотели избираться не на 4 года, а на 5 лет. По Конституции это возможно. Я согласен, потому что народ от выборов устал. Но если депутаты хотят избираться на 5 лет, то и президента надо на 5 лет избирать, им же вместе работать.

- Через несколько месяцев начнется предвыборная кампания. У вас есть представление о том, какой человек должен представлять республику в Думе и как должно выглядеть Госсобрание республики?

- Федеральные законодатели и Президент России жестко установили рамки, каким должно быть Госсобрание, и приняли закон, из которого ясно, что 50% депутатов будет избрано по спискам, 50% - одномандатников. Поэтому участвовать могут все зарегистрированные в России политические партии. Теперь насчет депутата Госдумы. Я не выступаю с критикой коммунистов, СПС или других политических партий. Пусть люди сами определяют, кого они хотят видеть в Думе. Я хотел бы видеть человека, который работает с правительством, отстаивает его интересы. Как работает Илья Ломакин, наш сенатор? Была нехватка средств, мы с ним вопрос проработали, получили из правительства России опережающий трансферт в 40 миллионов. Вот какой сенатор. Нужен депутат, который так же будет помогать. И какого он будет цвета, какой национальности - неважно.

- Как строятся ваши отношения с оппозицией?

- Никак. Если бы оппозиция предлагала что-то конструктивное, мы только поддержали бы этого оппозиционера, я бы ему пожал руку. Я хочу, наконец, чтоб они поняли, что правительство вменяемо и что с правительством можно и нужно работать.

- Одно время вы активно выясняли отношения с некоторыми главами муниципальных образований республики, в частности, г. Волжска.

- Я отношения не выяснял. Просто многие не соглашались выполнять задачи, которые были на них возложены. Например, платить за энергоносители, платить зарплату. Они считали, что вместо этого можно футбольной команде купить форму. Сейчас уже все поняли, что есть государственные полномочия, которые надо выполнять, иначе будут конфликты. Что касается мэра города Волжска, то политического спора у нас нет.

Есть обязанности мэра: подготовиться к отопительному сезону, заплатить зарплату. Он к отопительному сезону не подготовился, более того - ликвидировал предприятие ЖКХ, которое должно было это делать. Республика до сих пор выделяет бюджетные деньги, чтобы волжан не лишили тепла.

- То есть вы выполняете его работу?

- Да. И сейчас выполняем. С другими главами администраций у правительства выстроены нормальные деловые отношения, и обе стороны дорожат этими отношениями.

- Вы имеете в виду и мэра Йошкар-Олы Владимира Таркова?

- Я всех имею в виду. Думаю, что лично у Таркова таких проблем нет. Кажется, все уже поняли, что правительство Маркелова - это не враг республике, не враг муниципалитетам, а, наоборот, структура, которая помогает решать вопросы. Например, проведение отопительного сезона. Йошкар-Оле нужна помощь. Мы берем дополнительные средства для города под гарантии правительства. Предоставляем опережающие трансферты, финансируем городские программы. Строим в городе физкультурно-оздоровительный комплекс, поликлинику на тысячу посещений, хирургический корпус, ремонтируем городской коллектор, проводим тепломагистраль М-7 и многое другое. В этом году запланировали потратить 10 миллионов на ремонт городских улиц. Республика финансирует сотни учреждений, находящихся на территории города: и республиканскую больницу, и больницу ветеранов, и школы, и лицеи, и спортивные школы, и стадионы, и спортивные учреждения, и бассейны. Поэтому, когда мы говорим "город", можно говорить "республика". Сейчас мы наметили реализовать еще один интересный проект - строительство Ледового дворца в Йошкар-Оле. Сдадим этот дворец к концу 2004 года.

- По типу Волжского?

- Да, но если в Волжске дворец частный, то в столице будет стадион, доступный всегда и всем жителям республики. Я хочу, чтобы дети занимались своим здоровьем - катались на коньках, играли в хоккей. Если мы заботимся о здоровье нации, необходимо создать условия, чтоб это здоровье было.

- Вопрос, который на сегодняшний день является самым муссируемым. Как вы прокомментируете скандал с группой РТР?

- Во-первых, сюжет, который прошел на РТР, мне понравился. Журналисты РТР показали на всю страну, как они "любят" Россию. Представьте себе, есть регион, в котором власти борются за сбор налогов. Это что, плохо? Проблема предприятия "Маритал", которой посвящен сюжет, - это проблема экономическая, а отнюдь не политическая. Представьте себе ситуацию в Германии или Италии, когда какой-то предприниматель не платит налоги или зарплату, не выполняет законы, оскорбляет суд. Может он работать в этой стране? Ответ напрашивается сам: нет.

С момента создания СП "Маритал" происходят непонятные события. Например, то, что российская сторона - Республика Марий Эл - вошла в cовместное предприятие имущественным комплексом, т.е. работающим предприятием в 500 человек с цехами, станками, оборудованием. Итальянская же сторона внесла свою долю на 90% интеллектуальной собственностью и оценила ее в 17 млн. долларов. Никакой логике это не подчиняется. Группе журналистов РТР Мингосимущество республики, территориальный орган федеральной службы по несостоятельности и банкротству представили все доказательства истинного положения дел, документы и судебные решения. Но в эфире прозвучало мнение только одной стороны, а другую даже не захотели услышать. Закон о банкротстве разработан правительством, принят депутатами Государственной Думы и подписан Президентом России. Значит, он нужен в стране. В республике этот закон, как и другие российские законы, действует неукоснительно.

Решение о введении процедуры наблюдения принял Арбитражный суд, а суд - это высшая независимая инстанция. Журналист РТР при нашей личной встрече настаивал на ответственности региональных властей за все происходящее в республике (возможно, и за снег и дождь). Я ему ответил: нет, мой друг, в России полномочия разделены, и я не вправе отвечать за деятельность инстанций, которые мне не подчиняются. Есть независимые инстанции - суды, прокуратура, следственные органы, федеральная служба безопасности и многие другие. Ни один глава субъекта федерации не может вмешиваться в их деятельность. Вот за выдачу зарплаты, за тепло в квартирах и многое другое отвечают местные власти. А вопросы банкротства - это федеральные полномочия.

Самое интересное, что Правительство республики в этой истории - потерпевшая сторона. Мы отдали итальянской стороне работающее предприятие в 500 человек и что получили?! По моему глубокому убеждению, пресса не должна давать комментариев. Она должна только констатировать факты, реальные факты, отражать позиции всех сторон, а не только одной.

Я глубоко уважаю Олега Борисовича Добродееева, руководителя РТР. Уверен, в этой ситуации его просто дезинформировали. Ситуация с СП "Маритал" - это экономическая проблема, а все экономические проблемы решаются в суде.

- Вы как публичный политик понимаете, что людей интересует всё-таки и ваша личная жизнь, семья, дети. Кстати, как вы назвали свою дочь?

- Полиной. Полина Леонидовна Маркелова. Она родилась под созвездием Водолея. Это положительный знак, для женщин особенно. Водолеи - обстоятельные люди, контактные, сговорчивые, способные к диалогу и к нормальному поведению. Сына я назвал в честь отца Игорем. А дочке решил дать имя самостоятельно. С женой мы заранее договорились, что имя ребенку выберу я. Она мне всегда говорила, что девочки папу любят больше, поэтому и предложила - давай, мол, называй сам.

И действительно, самое интересное, что меня в семье используют как некое снотворное для моего ребенка. Жена звонит: "На обед придешь? А то ребенок не заснул". Например, сегодня я пришел на обед, подержал ее пять минут, и она тут же уснула, а до этого два часа не спала. У нас с ней такой контакт и взаимопонимание. И на удивление, девочка на лицо - моя копия. Поэтому я рад, что родился этот ребенок. И вообще приятно осознавать, что появился на свет человек, у которого будут свои проблемы, мысли, удачи, чаяния.

- Семья, где есть маленькие дети, требует особого внимания и заботы. Вы находите время для общения с семьей?

- Если откровенно, то нет - общаюсь урывками. Но домашние реагируют нормально, жена видит мою загруженность, выдержанно реагирует, не ревнует, не кричит, не плачет. Единственное, она просит, чтобы я приходил домой пораньше и общался с семьей. Так я стараюсь это делать.

- Вам как президенту надо оставаться в хорошей физической форме. Успеваете заниматься спортом?

- Регулярно посещаю тренажерный зал, плаваю два раза в неделю по три километра - хорошую физическую форму надо поддерживать. Появилось новое увлечение: в 39 лет научился кататься на коньках. Когда ты находишься в хорошей форме, это залог хорошего самочувствия. Сейчас в правительстве все занимаются спортом. Катаются на лыжах, на коньках, играют в теннис, плавают в бассейне. Я это приветствую, и вообще я заметил, что очень много зависит от первого лица. Когда он стаканами глушит водку, приблизительно то же самое делают все остальные. А потом с синяками и с запахом появляются на работе в мятых брюках и в несвежих сорочках. А когда руководитель занимается спортом, трезв, чисто выбрит, причесан - тогда то же самое делают его подчиненные. Это называется самодисциплина.

- Как вам кажется, ваши подчиненные ходят на работу в Серый дом с удовольствием?

- Мне бы хотелось, чтобы это было так. Здесь никого не оскорбляют, не унижают, не бьют, не давят, а наоборот, говорят: работайте, показывайте, на что вы способны. Задача - каждый день делать шаг вперед. Потому что если каждый чиновник сделает шаг вперед, то вся республика пойдет поступательно вперед, вперед и вперед.