Предлагаем вашему вниманию интервью начальника Приволжского управления МПТР Павла Журавлева корреспонденту ИА REGNUM - МариNews.

- Какие тенденции наблюдаются на сегодняшний день в развитии СМИ Приволжского округа? На что в первую очередь обращают внимание специалисты Минпечати в ПФО? Что можно отметить особо?

- СМИ округа, равно как и регионы, входящие в него - очень различны. Основная причина - разное социально - экономическое развитие регионов, что диктует различные возможности для СМИ. Именно это обуславливает специфики и тенденции с точки зрения именно рынка СМИ, а не СМИ как источника, обслуживающего власть. Это - первый критерий. Второй - состояние политических элит в регионах и их отношение к СМИ - к их использованию в своих интересах, их поддержка для достижения своих целей.

О цифрах. На сегодняшний день в ПФО зарегистрировано около 6,5 тысяч СМИ. По нашим оценкам, реально работающими и регулярно выходящими являются около половины от общего числа зарегистрированных. Если говорить о развитии масс-медиа с учетом регионов, то ситуация выглядит так:

Республика Чувашия

Республика Мордовия

Недавно мы проводили исследование по рынку СМИ в ПФО по итогам 2002 года, и сопоставляли некоторые показатели, например, определяли соотношение общественно - политических СМИ по отношению к развлекательным или рекламно - информационным. Так вот, по уровню количеству общественно - политических СМИ можно говорить политической обстановке в регионе. Если тяжелая обстановка в регионе, нестабильно, то число их возрастает. Есть и еще один показатель, который мы учитываем в работе - соотношение электронных СМИ и печатных.

- А как на общем фоне выглядит республика Марий Эл?

- В Марий Эл по состоянию на начало 2003 года нашим управлением зарегистрировано 181 средство массовой и информации. Из них 31 СМИ ( 17%) - электронные, 146 ( 81%) - печатные, 4 ( 2%) - иные СМИ. Из общего числа СМИ в Марий Эл - 40 государственных, 20 муниципальных и 113 частных СМИ. Тематическая дифференциация печатных СМИ такова: общественно - политические - 44 ( 30%); рекламные - 13 ( 9%); молодежные и детские - 10 ( 7%); развлекательные - 6 (4%); иные - 73 (50%).

В Марий Эл количество электронных СМИ намного меньше, чем печатных. И это закономерно, ведь электронные СМИ обходятся намного дороже. В целом, по относительным цифрам в республике получается неплохой показатель по охвату населения информацией. Но и Фонд защиты гласности, и мы отмечаем, что количество государственных и муниципальных СМИ в республике весьма велико. Получается, что здесь есть опосредованный административный ресурс через учредительство в тех или иных СМИ.

- На Ваш взгляд, в чем основная причина противоречий, обычно возникающих между СМИ и властью?

- В числе основных факторов, которые могут на это влиять, в регионах с коренным населением я бы назвал - национальный. Второй - "болезни роста и развития", когда люди просто не могут договориться в решении какой-то проблемы. А если сказать о большом количестве исков по защите чести и достоинства, подаваемых, например, со стороны главы республики Марий Эл - их действительно много. Но это - неплохо. Неплохо, потому что это происходит через суд, через букву закона. Я понимаю, что есть натяжение в отношениях, но я не вижу, что нарушается закон. Как СМИ, так и власть вправе отстаивать свою честь и достоинство в суде, согласно закону.

Здесь опять мы возвращаемся к вопросу об обществе, о силе общества, об отношении общества и власти. Ко мне обращаются из Марий Эл и говорят о том, что, якобы власть запретила печатать оппозиционные газеты. Соответственно, они вынуждены печататься за пределами республики. На этот счет у меня такое мнение, - если есть в регионе общественное мнение, общественные силы, которые считают, что это так, то они должны начать действовать и объединиться, что-то предпринять. А ходить и говорить - вот, власть нам мешает.... Значит, власть сильная, а общество - слабое, не может себя противопоставить.

- В свете обнародованных Фондом защиты гласности данных о состоянии СМИ в РМЭ, будете ли вы предпринимать какие -то действия?

- Мы будем предпринимать меры по существу вопроса. Я, как чиновник могу сказать, что по этому вопросу ко мне поступило письмо из российского минпечати и мы должны разобраться по каждому изложенному в нем факту, что и сделаем. На первый взгляд, факты изложены эмоционально, достаточной доказательной базы нет. По нашему мнению, нельзя сказать, что творится беззаконие и надо обращаться в прокуратуру.

- Последний самый громкий скандал в Марий Эл, связан с задержанием группы журналистов РТР, приехавших в республику снимать сюжет о предприятии "Маритал".

- На мой взгляд, это - серьезный ляп, который показывает, к чему могут привести несогласованные действия и необдуманные поступки. Я несколько дней читал сообщения и многие из них противоречили друг другу

. Понятно, что произошло что-то неординарное, связанное с журналистской группой из Москвы. Но то, как это комментируется, правда ли это... Мы не видим ни заявлений, ни возбужденных дел, мы видим только то, что прокурорское реагирование показало, что никаких дел возбуждать не надо. Я уж не говорю о натянутости этой паспортной проверки, которая вдруг произошла. Да и "девушки по оказанию сексуальных услуг за деньги" тоже вдруг внезапно появились... В общем, сейчас видно, что есть последующая реакция - ВГТРК, например. К тому же, этот вопрос вышел на президентские уровни России и Италии, и этот инцидент - не самый приятный. Вывод по этому делу простой - есть правоохранительные органы, которые в деле должны разобраться.

Мое понимание - произошел серьезный ляп. Думаю, что можно было это решить мирным путем. Я читаю интервью начальника центрального отделения милиции Йошкар-Олы, и он говорит, что к нему приходили журналисты съемочной группы РТР с просьбой не предавать огласке это дело. Если б они хотели распиариться, они б не пошли в эту милицию, конфликт бы усилили. А здесь пришел руководитель группы и признал наличие инцидента.

- Если по 10-балльной шкале оценить состояние СМИ и свободы слова в Марий Эл, какую оценку Вы поставите?

- 9 баллов с натяжкой. И один балл оставил бы как нереализованный с точки зрения диалога власти и СМИ. Я считаю, что нужно и можно договариваться. То, что журналисты писали и будут писать вещи, не удобные власти - это было и будет. Нужно просто быть мудрым, чтобы понимать пользу как положительной информации, так и негативной. Я уверен, что польза есть и той, и от другой.