Обзор прессы Приморского края 19 - 23 ноября

Реклама искажает облик Владивостока. Мост на остров Русский уже должен был быть открыт cо дня на день. Цены на билеты Владивосток - Москва может снизить приход новых авиаперевозчиков. Имя президента в агитации стала использовать не только партия власти.

Еженедельник "Конкурент" в номере от 20 ноября посвящает развернутую публикацию проблеме несанкционированной наружной рекламы во Владивостоке "Вас здесь не висело и не стояло" журналистов Егора Баталова и Григория Семенова. "Всем здравомыслящим людям сегодня понятно, что наружке не место в исторических центрах городов, возле ценных, с архитектурной точки зрения, зданий. Но это понимание не интересует тех, в чьем ведении находится данная отрасль", - пишут журналисты деловой газеты. Тем не менее, по их словам, "пока билборды, растяжки и прочие рекламоносители формируют полноводный денежный поток, наша среда обитания будет замусориваться все сильнее". Далее авторы публикации напоминают об опыте Санкт-Петербурга, где губернатор Валентина Матвиенко "по прямому указанию Путина пытается расчистить хотя бы центр". "Тем не менее в Санкт-Петербурге твердо намерены ограничить размещение крупноформатных носителей рекламы", - отмечает журналист. В свою очередь в Приморском крае, продолжает газета, предпочитают не бороться с наружкой, а контролировать ее. По данным газеты, доходы бюджета Владивостока от наружной рекламы невелики: если Санкт-Петербург получил в прошлом году 812 млн рублей арендной платы, то Владивосток, где по официальным данным установлено около 800 щитов формата 3 на 6 м, - около 27 млн рублей. "По нашим подсчетам, в бюджет города попадает не более 8-10% от выручки за размещение. Надо полагать, остальное делят владельцы конструкций и чиновники", - делает вывод журналист. "В преддверии эпохального саммита АТЭС в 2012 году наблюдатели ожидают соответствующих волевых решений федеральной власти. Они оптимистично говорят, что через несколько лет краевой центр будет избавлен от сегодняшней убогой наружки, - продолжает журналист и приводит комментарии декана факультет архитектуры Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ) Валерия Моора. "Рекламные стенды наполняют улицы Владивостока хаотично. Видно, что никакой политики в вопросе размещения наружки в городе не наблюдается", - считает декан факультета ДВГТУ. По его мнению, из-за дикого дизайна рекламных щитов и их большого количества искажается исторический центр Владивостока. В связи с этим Валерий Моор предлагает запретить наружную рекламу в центре города и на центральных городских магистралях. В заключение публикации издание приводит рейтинг мест Владивостока, которые "основательно испорчены рекламными конструкциями". В частности, журналисты включили в рейтинг рекламные щиты возле храма Успения Пресвятой Богородицы на ул. Светланской и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском парке. Кроме того, авторы публикации обратили внимание на чрезмерное, по их мнению, количество рекламных растяжек и щитов на Океанском проспекте, а также на рекламные конструкции у архитектурных памятников федерального значения - таких, как гостиница "Версаль".

В этом же номере "Конкурента" публикуется еще один своеобразный рейтинг, но посвященный уже проектам, которые власти Владивостока и Приморского края планировали реализовать к 2007 году, однако не выполнили этого. В начале материала "Назад в будущее" журналисты Андрей Дементьев и Сергей Ли напоминают, что на прошлой неделе губернатор Приморья Сергей Дарькин посетил бухту Улисс, откуда предполагается начать строительство моста на остров Русский в рамках программы подготовки Владивостока к саммиту АТЭС в 2012 году. "На открытой местности для губернатора в срочном порядке соорудили стенд из фанеры и ватмана с эскизом моста. Там, где через несколько лет протянется хайвей, сейчас пока крутая каменистая тропа, которую могут преодолеть лишь внедорожники", - пишет издание. По словам журналистов, на месте Сергей Дарькин заявил, что строительство моста начнется уже в следующем году. "А также дал ценный совет специалистам - не распыляться на другие объекты и сфокусироваться только на мостах. Ибо сооружение моста через бухту Золотой Рог начнется параллельно со строительством моста на Русский", - добавляет газета. Как напоминают авторы публикации, ленточка на мосту между материковой частью Владивостока и островом Русским "должна быть перерезана уже сейчас". "Именно такой план губернатор Дарькин озвучивал в ноябре 2004 года при торжественной сдаче строителями второй очереди Некрасовского путепровода", - указывает еженедельник. Тогда архитекторы предлагали три варианта проекта моста, из которых был выбран самый дорогой стоимостью 6 млрд рублей - постоянный высоководный мост с возможностью прохода крупнотоннажных судов высотой до 55 м. В продолжение публикации журналисты издания пишут: "Со дня на день можно было ожидать открытия океанариума в бухте Патрокл, неподалеку от того места, где губернатор наметил новый мост на Русский". Как подчеркивают журналисты, именно конец 2007 года называли сроком открытия первой очереди объекта. "Идея строительства океанариума принадлежит лично президенту Путину: такое решение он принял в 2004 году во время визита во Владивосток на встрече с приморскими учеными", - добавляет газета. Кроме того, как продолжает еженедельник, в 2007 году должны были сдать последний из 40 домов микрорайона Московский в районе ул. Нейбута во Владивостоке, который заложил весной 2004 года мэр Юрий Копылов. "В реальности настоящего времени несколько московских ООО реализуют с применением хитрой схемы квартиры по среднерыночным ценам. В единственном доме", - пишет газета. Кроме того, журналисты напоминают, что в текущем году во Владивостоке уже могла бы функционировать канатная дорога через бухту Золотой Рог. "Проект канатки витал в воздухе с 1999 года, со времени назначения Юрий Копылова главой городской администрации. <...> 15 февраля 2002 года при большом стечении людей первый камень в основание канатки заложил лично Копылов", - пишет издание.

Деловая дальневосточная газета "Золотой Рог" в номере от 20 ноября публикует материал Сергея Кузьмина "Островной синдром" излечим", посвященный регулированию цен на пассажирские авиаперевозки из Владивостока, которые, по выражению журналиста, уже давно стали притчей во языцех. "Жители Приморского края уже не первый год наблюдают, как политики и чиновники обсуждают тему транспортной доступности Дальнего Востока, предлагают начать субсидирование авиаперевозок и выдачу бесплатных билетов для льготников", - пишет журналист. По его мнению, субсидирование авиаперевозок могло бы стать самым простым решением, однако не самым эффективным. "Практика показывает: в современных условиях главной проблемой, которая препятствует снижению цен на авиабилеты, является ограничение конкуренции на рынке авиаперевозок", - отмечает корреспондент. О проблеме стоимости авиаперевозок уже не первый год говорит губернатор Приморского края Сергей Дарькин, который, по словам журналиста, неоднократно обращался к федеральным властям с просьбой оказать содействие в решении проблемы "островного синдрома". Журналист поясняет, что "синдром" заключается в том, что многие жители Приморского края из-за удаленности от федерального центра и высокой стоимости билетов не могут себе позволить слетать в Москву и не имеют возможности увидеться с родственниками, живущими в центральной части России. Способы борьбы с "островным синдромом" на заседании Госсовета, прошедшем 13 ноября в Красноярске, предлагал и первый вице-премьер Сергей Иванов, предложивший субсидировать пассажирские авиаперевозки в европейскую часть России для жителей Дальнего Востока и Восточной Сибири. "И наоборот - чтобы российские европейцы тоже могли позволить себе летать на Дальний Восток и в Восточную Сибирь", - цитирует Иванова издание. Тем не менее предложение первого вице-премьера автор публикации оценивает критически: "Призывы субсидировать авиаперевозки звучат уже не первый раз, однако нужно понимать, что это потребует огромных бюджетных ассигнований и решения множества бюрократических вопросов. И даже если подобные программы будут реализованы, они смогут охватить только небольшую часть населения региона". Автор статьи считает, что улучшить ситуацию на рынке перевозок между Владивостоком и Москвой можно самым простым рыночным методом - путем расширения возможностей для конкуренции между перевозчиками и привлечения новых авиакомпаний. "Пока же владивостокский аэропорт заявляет о невозможности принимать и обслуживать самолеты дополнительных перевозчиков", - добавляет журналист. По его мнению, это объясняется тем, что аэропорт Владивостока и "Владивосток Авиа" составляют одно ОАО, "несмотря на утвержденную правительством политику обязательного разделения аэропортов и авиакомпаний". "Поэтому неудивительно, что каждый новый перевозчик рассматривается в качестве конкурента, способного изменить сложившийся высокий уровень цен на билеты и соответственно снизить рентабельность "Владивосток Авиа" на конкретном направлении", - поясняет журналист. Так, "Трансаэро" вот уже несколько лет не может начать полеты по маршруту Москва - Владивосток - Москва, несмотря на наличие лицензии на выполнение этих рейсов. "В результате реально ограниченными оказываются конкуренция перевозчиков и права потребителей, которые в разгар сезона не могут купить билеты в столицу даже по таким заоблачным ценам", - добавляет газета. При этом, как отмечает издание, только за последние полгода пассажиропоток на направлении Владивосток - Москва вырос на 40%, что неминуемо приводит к дефициту провозных емкостей и оторванности Приморья от центральной России. "Развитие конкуренции между авиаперевозчиками должно привести к расширению транспортных потоков и снижению цен на билеты, хотя бы в самом доступном сегменте (эконом-классе). В свою очередь, это будет способствовать решению государственных задач по повышению транспортной доступности российского Дальнего Востока", - считает журналист газеты. Далее корреспондент поясняет, какие изменения может претерпеть система авиаперевозок в свете подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году. Так, по предложению министра транспорта РФ Игоря Левитина ОАО "Владивосток Авиа" будет разделено на две составляющие - авиакомпанию и аэропорт. "Аэропорт должен быть реконструирован, модернизирован, необходимо построить еще одну взлетно-посадочную полосу", - цитирует газета слова Левитина и добавляет, что для решения этих задач увеличение пропускной способности аэропорта должно сопровождаться появлением новых игроков на рынке авиаперевозок. Как полагает автор публикации, приход крупных авиакомпаний во Владивосток сделает возможным обеспечение растущих потребностей региона в авиаперевозках, а также предоставление пассажирам нового качества услуг и сервиса. В заключение статьи издание сравнивает действующие цены на авиабилеты из регионов Дальнего Востока в Москву. Так, стоимость билета из Южно-Сахалинска в столицу и обратно составляет около 14 тыс. рублей, в одну сторону - 8 тыс. 850 рублей. В то же время билет из Владивостока в Москву и обратно в экономическом классе будет стоить порядка 24 тыс. 500 рублей. "Стоимость билета бизнес-класса доходит до запредельных 132 тыс. рублей", - добавляет издание.

Авторы газеты "Ежедневные новости" обращают внимание на агитационные материалы политических сил, претендующих на места в Думе Владивостока, и делают вывод, что имя президента эксплуатирует не только партия власти. В номере от 23 ноября в газете выходит заметка под названием "Самая популярная агитация - "План Путина". "Предпоследняя неделя перед выборами подстегнула к активным агитационным действиям дремавшие до сих пор силы. И если претендующие на места в Госдуме партии ведут себя довольно спокойно, то претенденты на мандаты депутатов Думы Владивостока всячески стараются стать ближе к народу", - отмечает газета. Так, партия "Единая Россия" распространила большое количество агитационных газет, в которых "постаралась предстать объединением с "человеческим лицом". "Про политику - почти ни слова, кандидаты описываются с точки зрения их жизненной позиции, отношения к семье, людям, работе, бизнесу, отдыху. <...> Много рассказывают про свои успехи в бизнесе, любовь к собственным детям и Отечеству. Разумеется, нашлось место "Плану Путина" и форуму АТЭС", - поясняют авторы заметки. Издание также указывает, что имя президента, точнее его супруги, стала использовать общественная организация "Женщина Владивостока", также претендующая на мандаты депутатов Думы Владивостока. В своих агитматериалах члены организации предлагают выдвинуть Людмилу Путину кандидатом на выборы президента РФ в марте 2008 года. В свою очередь президента стал использовать в своей агитации и "Блок Черепкова", объединивший сторонников депутата Государственной думы, экс-мэра Владивостока Виктора Черепкова, не являющегося членом партии власти.