"Почему мы должны участвовать в преференциях американским компаниям, если США не пускают нас в ВТО и не торопятся с отменой поправки Джексона - Вэника?", - заявил сегодня, 23 ноября, на пресс-конференции в медиа-центре газеты "Известия" политолог Сергей Марков, комментируя появившиеся в СМИ сообщения о поддержке послом США интересов "Дженерал моторс" в России через просьбы о сохранении исключительных преференций калининградскому автосборочному предприятию "Автотор". Как сообщила газета "Ведомости", посол США Уильям Бернс, глава Американской торговой палаты Эндрю Соммерс и другие представители западных деловых кругов обратились в правительство РФ с письмами, в которых содержались советы не лишать таможенных и налоговых льгот ЗАО "Автотор", которое по договору с "Дженерал моторс" осуществляет отверточную сборку американских автомобилей.

"Надо прямо сказать американцам, что такие просьбы не рассматриваются", - заявил Сергей Марков. Политолог отметил "традиционную жесткость стиля американского правительственного лоббизма, при котором интересы других стран отодвигаются на задний план". "В девяностые годы мы пошли на поводу американцев, которые посоветовали нам аргентинскую модель развития автопрома с минимальными импортными пошлинами и отверточным производством вместо промсборки. В результате чуть было не потеряли всю отрасль. Второй раз наступать на те же грабли недопустимо!"- считает он.

Политолог привел в пример китайские власти, которые ввели высокие запретительные пошлины в своем автопроме и сосредоточились на развитии производства, достигнув значительных экономических успехов. Тот же курс, отметил Марков, взяло и российское правительство, "которое в рамках постановления № 166 "О промсборке" стимулирует компании, работающие над повышением локализации автосборочных производств". Однако, по словам Маркова, "из общего ряда выбивается калининградский "Автотор", который не связан обязательствами по локализации, но при этом обладает исключительными таможенными и налоговыми преференциями". "К лоббированию этих преференций для одного отдельно взятого предприятия, - подчеркнул политолог, - подключились не только ряд отечественных политиков, но и западные во главе с послом США. Между тем сохранение режима исключительных преференций одному из участников рынка противоречит принципам ВТО, куда стремится Россия".

"Автопрому нужна государственная программа содействия повышению локализации автосборочных производств и равные правила для всех производителей", - заявил Сергей Марков. Политолог пообещал поставить вопрос о такой программе в рамках ближайшей же предвыборной поездки в Самару.