20-21 ноября 2007 г. в Государственном технологическом университете "Московский институт стали и сплавов" (МИСиС) прошла всероссийская конференция "Проблемы разработки учебно-методического обеспечения перехода на двухуровневую систему в инженерном образовании" в рамках Федеральной целевой программы развития образования (2006-2010 гг.) Участники конференции, среди которых были представители крупнейших технических вузов России, рассказали о том, как будет выглядеть новая образовательная модель в рамках перехода на двухуровневую систему высшего образования, сообщает пресс-служба Министерства образования и науки.

По словам Дмитрия Ливанова, ректора государственного технологического университета "Московский институт стали и сплавов" (МИСиС), в образовательных программах вузов должны произойти серьезные изменения. Лекционно-семинарские занятия будут частично заменяться тренингами, деловыми играми и другими новыми формами обучения, которые уже доказали свою эффективность в образовательных программах зарубежных вузов. Кроме того, подготовка магистров в крупнейших технических вузах страны будет происходить при тесном сотрудничестве с крупным бизнесом. Компании будут участвовать в формировании обучающих программ, а может быть, и финансировать подготовку специалистов по ряду направлений.

Как отметила на конференции заместитель директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Нэлли Розина, уже в этом году по многим техническим специальностям наблюдался недобор студентов. Только модернизация системы образования позволит решить эту проблему. При этом, по словам представителя Минобрнауки, предстоит определить четкие и жесткие критерии лицензирования бакалавриата и магистратуры, чтобы обеспечить качество подготовки по новой уровневой системе.

Руководители вузов, перешедших на двухуровневую систему подготовки по техническим и технологическим специальностям, подтверждают эффективность новой системы. По словам ректора Казанского государственного технологического университета Германа Дьяконова, сегодня в КГТУ до 40% поступает в университет по так называемому целевому приему, когда то или иное предприятие предоставляет лаборатории, оборудование и другую финансовую помощь для подготовки своих будущих сотрудников. Система "проектного образования", когда часть студентов учится в рамках совместного с крупным предприятием проекта, может быть реализована в ведущих технических вузах уже в ближайшее время.

Ирина Абанкина из Института развития образования Высшей школы экономики отметила, что стоимость подготовки магистров будет в 2 раза выше, чем обучение бакалавров. Именно поэтому критерии качества и конкурентоспособности магистерских программ выйдут на первый план при решении вопросов финансирования магистратуры. Уже в этом году ведущие технические вузы России - ГТУ "Московский институт стали и сплавов" (МИСиС), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (СПбГЭТУ), Казанский государственный технологический университет (КГТУ) и Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) - разработали проекты новых образовательных стандартов по четырем направлениям инженерной подготовки: металлургия, химическая технология, авиастроение и электроника.

Сегодня не менее 15 вузов готовят магистров по техническим специальностям. Право на подготовку по второй ступени большинству вузов еще предстоит заработать. По словам Дмитрия Ливанова, в ближайшем будущем технические вузы совместно с бизнесом должны создавать инжиниринговые центры. В этом случае вузы смогут предоставлять не только качественное образование, но и предлагать готовые технологические решения.