Российское инженерное образование ждут серьезные перемены
Москва, 22 ноября, 2007, 20:45 — ИА Регнум. 20-21 ноября 2007 г. в Государственном технологическом университете "Московский институт стали и сплавов" (МИСиС) прошла всероссийская конференция "Проблемы разработки учебно-методического обеспечения перехода на двухуровневую систему в инженерном образовании" в рамках Федеральной целевой программы развития образования (2006-2010 гг.) Участники конференции, среди которых были представители крупнейших технических вузов России, рассказали о том, как будет выглядеть новая образовательная модель в рамках перехода на двухуровневую систему высшего образования, сообщает пресс-служба Министерства образования и науки.
По словам Дмитрия Ливанова, ректора государственного технологического университета "Московский институт стали и сплавов" (МИСиС), в образовательных программах вузов должны произойти серьезные изменения. Лекционно-семинарские занятия будут частично заменяться тренингами, деловыми играми и другими новыми формами обучения, которые уже доказали свою эффективность в образовательных программах зарубежных вузов. Кроме того, подготовка магистров в крупнейших технических вузах страны будет происходить при тесном сотрудничестве с крупным бизнесом. Компании будут участвовать в формировании обучающих программ, а может быть, и финансировать подготовку специалистов по ряду направлений.
Как отметила на конференции заместитель директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Нэлли Розина, уже в этом году по многим техническим специальностям наблюдался недобор студентов. Только модернизация системы образования позволит решить эту проблему. При этом, по словам представителя Минобрнауки, предстоит определить четкие и жесткие критерии лицензирования бакалавриата и магистратуры, чтобы обеспечить качество подготовки по новой уровневой системе.
Руководители вузов, перешедших на двухуровневую систему подготовки по техническим и технологическим специальностям, подтверждают эффективность новой системы. По словам ректора Казанского государственного технологического университета Германа Дьяконова, сегодня в КГТУ до 40% поступает в университет по так называемому целевому приему, когда то или иное предприятие предоставляет лаборатории, оборудование и другую финансовую помощь для подготовки своих будущих сотрудников. Система "проектного образования", когда часть студентов учится в рамках совместного с крупным предприятием проекта, может быть реализована в ведущих технических вузах уже в ближайшее время.
Ирина Абанкина из Института развития образования
Сегодня не менее 15 вузов готовят магистров по техническим специальностям. Право на подготовку по второй ступени большинству вузов еще предстоит заработать. По словам Дмитрия Ливанова, в ближайшем будущем технические вузы совместно с бизнесом должны создавать инжиниринговые центры. В этом случае вузы смогут предоставлять не только качественное образование, но и предлагать готовые технологические решения.