В воскресенье около 21.00 мск в Бинагадинском районе Баку был застрелен первый заместитель руководителя бывшего представительства непризнанной Чеченской Республики Ичкерия в Азербайджане 42-летний Имран Газиев.

По предварительной версии, киллер стрелял в Газиева, когда тот припарковав свой автомобиль, шел домой. Как сообщают азербайджанские телеканалы ANS и Lider, 42-летний Газиев был убит из малокалиберного пистолета с глушителем ПСМ "Байкал". Отмечается, что подобные пистолеты используются высшим офицерским составом вооруженных сил и сотрудниками Министерства национальной безопасности. Оппозиционная пресса в свою очередь ищет "кремлевский" след. А в МВД Азербайджана, сославшись на тайну следствия, не сообщили какая версия отрабатывается следственной группой. Как сообщили в Республиканской прокуратуре, по факту прокуратурой Бинагадинского района возбуждено уголовное дело по ст. 120 (преднамеренное убийство) и 228 (незаконное приобретение, ношение и хранение оружия) Уголовного кодекса. Пока что задержанных по делу нет. Ведется расследование, устанавливаются причины преступления и личность убийцы.

Как передает АПА, глава чеченской общины Азербайджана Рамзан Моллаев сообщил, что была проведена экспертиза, правоохранительными органами допрошены родственники погибшего. Время похорон пока не определено, однако вероятнее всего Газиев будет похоронен на родине. Глава общины отверг возможность совершения этого убийства чеченцами, поскольку смерть Газиева - большая потеря для чеченцев. Он также подчеркнул, что у покойного не было врагов. "Он не занимался криминальной и незаконной деятельностью, он осуществлял лишь гуманитарные проекты. Имрана Газиева все любили", - заметил Моллаев. В чеченской общине сообщили, что семья убитого проживает в Баку, а само убийство считают там политическим, поскольку Газиев активно занимался проблемами чеченских беженцев в Азербайджане. В общине также особо отметили, что в последние годы в Азербайджане были убиты, похищены или пропали без вести десятки чеченских активистов.

В последние 15 лет в Азербайджане отношения с чеченскими сепаратистами трансформировались от самых радужных до объявления их вне закона и периодической выдаче боевиков федералам. С большой симпатией к ичкерийским лидерам относился второй азербайджанский президент Абульфаз Эльчибей, а министр внутренних дел республики (в 1992 г.), лидер партии "Боз гурд" Искендер Гамидов гордо называл себя личным другом главы сепаратистов Джохара Дудаева. Небольшой отряд чеченцев сражался в Нагорном Карабахе на азербайджанской стороне. А в 1994 году имела место ответная "любезность" - небольшой отряд азербайджанцев (сам Гамидов говорил о 270 добровольцах - ред.) воевал на стороне чеченских сепаратистов. В том же году раненых чеченских бойцов совершенно открыто лечили в Баку в 4-й и 5-й городских больницах. Следует отметить, что азербайджанцы и в целом относились с приязнью и даже некоторым сочувствием к чеченским сепаратистам, а среди последних доверие к Баку росло день ото дня. Неудивительно, что летом 1999 года перед президентом самопровозглашенной ЧРИ Асланом Масхадовым не стояло вопроса, в какой столице открыть головной офис своего полпреда в мусульманских странах Зелимхана Яндарбиева. Конечно же, идеальной кандидатурой казался Баку.

Сюда же после начала боевых действий стекались беженцы из Чечни, число которых в Баку к 2000 году достигло 10 тысяч. Как правило, эти люди нигде не работали, а некоторые из них в контактах с бакинцами всячески подчеркивали свое "боевое прошлое", что со временем начало вызывать отторжение. Между выходцами из Чечни и представителями азербайджанской молодежи стали происходить стычки, которые начали менять отношение общества к "чеченскому делу". Плохо влияли на имидж чеченских беженцев в Баку и возникшие связи ряда боевиков с азербайджанским уголовным миром. Их приняли в теневой бизнес и стали привлекать в качестве профессиональных киллеров, похитителей, "выколачивателей" долгов. В 2000 году третий президент Азербайджана Гейдар Алиев пересмотрел политику в отношении чеченских сепаратистов, которая вызывала все большее недовольство Москвы и могла быть чревата массовой депортацией азербайджанцев из России, что в свою очередь ввергло бы Баку в хаос. Кроме того, нельзя было одновременно бороться за Нагорный Карабах и оказывать содействие Чечне.

Третьим фактором стали личные отношения руководителей России и Азербайджана. Как известно, межличностные связи Алиева старшего с Владимиром Путиным были основаны на куда большем взаимопонимании, чем с Борисом Ельциным, который на духу не переносил азербайджанского лидера, о чем даже поведал в своей "Исповеди на заданную тему". В июле 2000 года деятельность офиса ичкерийского представительства в мусульманских странах была приостановлена, а в 2001 году российские и азербайджанские спецслужбы провели первую совместную операцию по задержанию трех чеченских полевых командиров.

В связи этими шагами отношения Баку с лидерами ЧРИ стали стремительно ухудшаться. Дошло до того, что в мае 2001 года Аслан Масхадов объявил, что Азербайджан "перестал быть дружественной для Ичкерии страной". Следует отметить, что важную роль в ухудшении отношения официального Баку к чеченским боевикам сыграли и трагические события, произошедшие в США 11 сентября 2001 года. В октябре 2002 года азербайджанские власти без колебаний осудили захват заложников в Москве ("Норд-Ост"). Именно это стало причиной и поводом закрытия представительства непризнанной Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ). Тогда были зафиксированы переговоры террористов с представительством ЧРИ в Баку по поводу освобождения оказавшихся в заложниках нескольких азербайджанцев, среди которых была супруга президента азербайджанской госавиакомпании AZAL Джахангира Аскерова. По неподтвержденным сведениям была обговорена сумма выкупа и место его передачи.

Что же касается общественного мнения о чеченских беженцах, то оно, еще более ухудшилось в ходе судебного процесса над занимавшейся киднеппингом и убийствами бандой азербайджанского "оборотня в погонах", Гаджи Мамедовым, в которой были активно задействованы несколько чеченцев. Оказалось, что чеченская часть членов банды предложила напасть на автобус, следующий из Азербайджана в Турцию и ограбить пассажиров. Если верить Мамедову только его вмешательство предотвратило эту акцию.

Отметим, что в последние годы изменились акценты в освещении происходящих в Чечне событий и со стороны азербайджанских СМИ. События подаются куда более взвешенно и объективно, чем раньше, причем сепаратистов уже называют боевиками и даже террористами.