США и Великобритания пытаются "привязать" тему НАТО к осуществлению планов по усилению присутствия вооруженных сил Запада в Черноморском бассейне. Такой вывод содержится в статье политического обозревателя Эрнеста Гурвица, размещенном 15 ноября на КПУnews.

В условиях многочисленных противоречий, сложившихся в НАТО, возможное вступление Украины в альянс сегодня рассматривается, как несуществующая проблема. К этому вопросу могут вернуться в лучшем случае через несколько лет, да и то в дискуссионном порядке. Данное обстоятельство в значительной облегчило задачу практически всех украинских политиков, в том числе и нынешнего президента Виктора Ющенко, а также двух политических тяжеловесов - Виктора Януковича и Юлии Тимошенко.

В отличие от президента Грузии Михаила Саакашвили, украинский президент не связывал и не связывает с процессом вступления в НАТО ближние и среднесрочные политические задачи, но его положение, как сторонника вступления страны в НАТО, было весьма двусмысленным, поскольку большая часть украинского общества не поддерживает эту идею. Сегодня, этой проблемы нет - нет и заведомо проигрышной для Ющенко дискуссии. В свою очередь Виктор Янукович, находясь на позиции умеренного сторонника сотрудничества с НАТО, также может вздохнуть свободно. Наращивание и укрепление контактов с США поставило его в более чем двусмысленное положение, поскольку американцы, в отличие от европейцев, никогда не зачисляют в актив половинчатых высказываний и тактики "растягивания" решений в отношении сотрудничества с Евроатлантическими структурами. Так что, перед Януковичем стояла более сложная задача, чем перед Ющенко и Тимошенко, в особенности, по части диалога с США по проблемам отношений Украины с НАТО.

Исчезновение проблемы вступления Украины в НАТО должно позволить сократить общую внутреннюю конфронтацию вокруг тем, которые стали ареной взаимных обвинений в процессе политической борьбы.

Вместе с тем, как считают британские аналитики, свертывание темы вступления в НАТО отняло у Виктора Януковича важные позиции, поскольку в формате внутриполитической борьбы тема НАТО являлась популистской и использовалась для антизападнической пропаганды. Взамен этой ниши "Партия Регионов" практически ничего не приобрела, так как американцы так и не отнесли ее лидера к вполне "своим" людям. С другой стороны, в Лондоне считают, что конфронтационность борьбы вовсе не снизилась, а, напротив, тема НАТО приобрела новое звучание и не пользу Виктора Януковича, поскольку его политические противники обвиняют его в целенаправленной работе по подрыву планов вступления Украины в альянс.

Одновременно выдвигаются обвинения в том, что срыв процесса интеграции Украины в НАТО автоматически привел к подрыву процесса интеграции страны и в Европейский Союз. В настоящее время Виктор Янукович готов в значительной мере изменить характер и содержание своих высказываний в отношении НАТО и планировал изменить свою позицию после убедительного успеха на парламентских выборах сентября 2007 года. Но нынешняя ситуация неопределенности не позволяет ему осуществить такой пересмотр идей и риторики, тем более, что его фактическая неудача на выборах совпала с отходом на задний план вопроса о вступлении Украины в НАТО.

Американские и европейские наблюдатели отмечают, что Юлия Тимошенко, несмотря на свое в целом прозападное рвение, также не заинтересована в ускорении рассмотрения данного вопроса. Готовность НАТО принять Украину в свой состав приведет к необходимости решения многих социальных, экономических и политических задач. А это в свою очередь потребует от украинского правительства изменения стиля и подходов управления, обусловит проведение большой работы в вооруженных силах, что никак не вмещается в представления Юлии Тимошенко и ее команды о комфортных условиях существования.

Тимошенко понимает, что в условиях экономической и политической слабости Украины, процесс вступления в НАТО станет серьезным фактором дестабилизации ситуации и усиления конфронтации с Россией. И то, и другое, в какой-то мере, входит в планы Юлии Тимошенко, но в условиях удержания ситуации под контролем. Высокие риски для ее будущего правящего режима неприемлемы для такого прагматичного политика, как Юлия Тимошенко.

Вместе с тем, взамен темы НАТО, Украине и ее политической элите предложена более сложная и опасная тема - сотрудничество с США в наращивании их военного присутствия в Черном море. США и Великобритания пытаются "привязать" НАТО к осуществлению планов по усилению присутствия вооруженных сил Запада в Черноморском бассейне, но это не находит должной поддержки у европейских партнеров по альянсу. Позиция Турции в отношении этих планов выглядит откровенно враждебной. Россия, также, пытается противостоять этим планам. А участие Болгарии и Румынии в осуществлении данных задач не может считаться достаточным. Без участия Украины, в том числе, в обеспечении базирования американских ВМС, реализация данных планов невозможна.

Но если вступление Украины в НАТО носит вполне институциональный и легитимный характер в рамках международных отношений, то усиление вооруженных сил НАТО в Черном море менее легитимно и носит откровенно конфронтационный характер.

Украинским политикам гораздо сложнее комментировать эти планы США, тем более, что они связанны с проблемами Крыма. В особенно сложном положении оказывается опять-таки Янукович, поскольку большая часть его электората достаточно категорически отвергает военное присутствие США в Черном море и сотрудничество Украины в рамках данных планов. Что касается Юлии Тимошенко, то она предприняла попытки приписать себе многие "плюсы" в связи с изменением стратегического расклада в Черном море. Визит Юлии Тимошенко в марте 2007 года в Вашингтон стал определяющим в политическом выборе США в отношении украинских лидеров. Это было обусловлено вовсе не заверениями в преданности демократическим принципам и не общим имиджем или позицией в отношении России, а решительным согласием поддержать военное сотрудничество Украины с США и НАТО в осуществлении планов относительно Черного моря. Данные планы для США более важны, чем бессмысленная дискуссия о вступлении Украины в НАТО.

Поддержка военного присутствия США и их партнеров в Черном море - это очень ценная и принципиальная позиция, связаная с большими рисками и чреватая серьезными политическими потерями, в том числе в электоральном процессе. За данные услуги США готовы "платить" и немало и, прежде всего, за политический лоббинг свои планов.

Экспертное сообщество не сразу разобралось в сути данного визита и в ключевых моментах переговоров Юлии Тимошенко с вице-президентом США Диком Чейни, госсекретарем США Кондолизой Райс и бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт, которая практически стала проводницей Тимошенко по вашингтонским коридорам власти. Будучи протеже деятелей Демократической партии США, Юлия Тимошенко стала принимаемой в республиканской администрации, то есть достигнуто очень многое - данный украинский политик полностью согласовал с администрацией США политические приоритеты и конкретные задачи. Для достижения такой задачи необходимо было договориться о целом ряде задач.

Частично по этим задачам с американцами договорился или принципиально мог договориться и Виктор Янукович, но только не по вопросу о военном сотрудничестве с США в Черном море. Янукович готов солидаризироваться с теми задачами по военному сотрудничеству, которые уже осуществляются при поддержке президента Виктором Ющенко, но эти задачи весьма ограничены. Когда речь идет о наращивании военного присутствия США, включая военное базирование в бассейне Черного моря, то имеются в виду серьезные изменения в геополитической расстановке сил в обширном регионе. Это серьезная и крупная ставка, и без решительной поддержки президента и премьер-министра выполнение данных задач проблематично.

Таким образом, если проблема вступления Украины в НАТО позволяла вести дискуссию в условиях высокой степени свободы, употреблять обтекаемые выражения и делать сомнительные допущения, то проблема Черного моря требует твердых, четких и своевременных ответов.

Ведущий аналитик США по проблемам России и Восточной Европы, старший исследователь "Американского Института Предпринимательства" Леон Арон признается, что экспертное сообщество США ни перед визитом Юлии Тимошенко в США, ни некоторое время после этого визита, не представляли себя насколько серьезной была повестка визита. По мнению эксперта, высшие государственные деятели США вели переговоры с Юлией Тимошенко, как с актуальным и практически безальтернативным политическим деятелем, несмотря на то, что она официально находилась в оппозиции. Данный визит был хорошо подготовлен и не оставлял сомнений в готовности США сделать ставку на Тимошенко в решении многих проблем не только Украины, но и стратегических задач в Восточной Европе и в Евразии.

По свидетельству ведущего сотрудника Фонда "Наследие" (Вашингтон) Ариэля Коэна, Юлия Тимошенко высказывалась достаточно категорично и отметила, что неуверенные в себе политики, или политики пытающиеся проводить двойную игру, не способны привести Украину в ЕС и НАТО, что требует твердой политической позиции. Юлия Тимошенко, согласно эксперты, также отметила, что сейчас от процессов в Черном море зависит судьба Украины, ее государственная целостность, и выразила уверенность в том, что военное сотрудничество с Западом имеет несколько измерений и направлений, и Украина не должна отказываться от представляемой возможности в сфере военного сотрудничества. Она также говорила, что Украина должна более активно участвовать в международных миротворческих операциях и занять достойное место в международных усилиях в борьбе с терроризмом и нестабильностью. Таким образом, если судить по оценкам американских экспертов, Юлия Тимошенко пыталась исключить из числа поддерживаемых США политиков не только Виктора Януковича, но и действующего президента Виктора Ющенко, которого она фактически представила, как не твердого и не уверенного в себе политика, не способного решить кардинальные вопросы. Имеется мнение, что данный визит Тимошенко в Вашингтон стал разработкой Пентагона, который пытается быть активным в тех сферах внешней политики, которые непосредственно касаются оборонных вопросов.