Эрнест Гурвиц: Проблема членства Украины в НАТО снята - на повестке еще более жесткий запрос США

Киев, 17 ноября 2007, 18:51 — REGNUM  

США и Великобритания пытаются "привязать" тему НАТО к осуществлению планов по усилению присутствия вооруженных сил Запада в Черноморском бассейне. Такой вывод содержится в статье политического обозревателя Эрнеста Гурвица, размещенном 15 ноября на КПУnews.

В условиях многочисленных противоречий, сложившихся в НАТО, возможное вступление Украины в альянс сегодня рассматривается, как несуществующая проблема. К этому вопросу могут вернуться в лучшем случае через несколько лет, да и то в дискуссионном порядке. Данное обстоятельство в значительной облегчило задачу практически всех украинских политиков, в том числе и нынешнего президента Виктора Ющенко, а также двух политических тяжеловесов - Виктора Януковича и Юлии Тимошенко.

В отличие от президента Грузии Михаила Саакашвили, украинский президент не связывал и не связывает с процессом вступления в НАТО ближние и среднесрочные политические задачи, но его положение, как сторонника вступления страны в НАТО, было весьма двусмысленным, поскольку большая часть украинского общества не поддерживает эту идею. Сегодня, этой проблемы нет - нет и заведомо проигрышной для Ющенко дискуссии. В свою очередь Виктор Янукович, находясь на позиции умеренного сторонника сотрудничества с НАТО, также может вздохнуть свободно. Наращивание и укрепление контактов с США поставило его в более чем двусмысленное положение, поскольку американцы, в отличие от европейцев, никогда не зачисляют в актив половинчатых высказываний и тактики "растягивания" решений в отношении сотрудничества с Евроатлантическими структурами. Так что, перед Януковичем стояла более сложная задача, чем перед Ющенко и Тимошенко, в особенности, по части диалога с США по проблемам отношений Украины с НАТО.

Исчезновение проблемы вступления Украины в НАТО должно позволить сократить общую внутреннюю конфронтацию вокруг тем, которые стали ареной взаимных обвинений в процессе политической борьбы.

Вместе с тем, как считают британские аналитики, свертывание темы вступления в НАТО отняло у Виктора Януковича важные позиции, поскольку в формате внутриполитической борьбы тема НАТО являлась популистской и использовалась для антизападнической пропаганды. Взамен этой ниши "Партия Регионов" практически ничего не приобрела, так как американцы так и не отнесли ее лидера к вполне "своим" людям. С другой стороны, в Лондоне считают, что конфронтационность борьбы вовсе не снизилась, а, напротив, тема НАТО приобрела новое звучание и не пользу Виктора Януковича, поскольку его политические противники обвиняют его в целенаправленной работе по подрыву планов вступления Украины в альянс.

Одновременно выдвигаются обвинения в том, что срыв процесса интеграции Украины в НАТО автоматически привел к подрыву процесса интеграции страны и в Европейский Союз. В настоящее время Виктор Янукович готов в значительной мере изменить характер и содержание своих высказываний в отношении НАТО и планировал изменить свою позицию после убедительного успеха на парламентских выборах сентября 2007 года. Но нынешняя ситуация неопределенности не позволяет ему осуществить такой пересмотр идей и риторики, тем более, что его фактическая неудача на выборах совпала с отходом на задний план вопроса о вступлении Украины в НАТО.

Американские и европейские наблюдатели отмечают, что Юлия Тимошенко, несмотря на свое в целом прозападное рвение, также не заинтересована в ускорении рассмотрения данного вопроса. Готовность НАТО принять Украину в свой состав приведет к необходимости решения многих социальных, экономических и политических задач. А это в свою очередь потребует от украинского правительства изменения стиля и подходов управления, обусловит проведение большой работы в вооруженных силах, что никак не вмещается в представления Юлии Тимошенко и ее команды о комфортных условиях существования.

Тимошенко понимает, что в условиях экономической и политической слабости Украины, процесс вступления в НАТО станет серьезным фактором дестабилизации ситуации и усиления конфронтации с Россией. И то, и другое, в какой-то мере, входит в планы Юлии Тимошенко, но в условиях удержания ситуации под контролем. Высокие риски для ее будущего правящего режима неприемлемы для такого прагматичного политика, как Юлия Тимошенко.

Вместе с тем, взамен темы НАТО, Украине и ее политической элите предложена более сложная и опасная тема - сотрудничество с США в наращивании их военного присутствия в Черном море. США и Великобритания пытаются "привязать" НАТО к осуществлению планов по усилению присутствия вооруженных сил Запада в Черноморском бассейне, но это не находит должной поддержки у европейских партнеров по альянсу. Позиция Турции в отношении этих планов выглядит откровенно враждебной. Россия, также, пытается противостоять этим планам. А участие Болгарии и Румынии в осуществлении данных задач не может считаться достаточным. Без участия Украины, в том числе, в обеспечении базирования американских ВМС, реализация данных планов невозможна.

Но если вступление Украины в НАТО носит вполне институциональный и легитимный характер в рамках международных отношений, то усиление вооруженных сил НАТО в Черном море менее легитимно и носит откровенно конфронтационный характер.

Украинским политикам гораздо сложнее комментировать эти планы США, тем более, что они связанны с проблемами Крыма. В особенно сложном положении оказывается опять-таки Янукович, поскольку большая часть его электората достаточно категорически отвергает военное присутствие США в Черном море и сотрудничество Украины в рамках данных планов. Что касается Юлии Тимошенко, то она предприняла попытки приписать себе многие "плюсы" в связи с изменением стратегического расклада в Черном море. Визит Юлии Тимошенко в марте 2007 года в Вашингтон стал определяющим в политическом выборе США в отношении украинских лидеров. Это было обусловлено вовсе не заверениями в преданности демократическим принципам и не общим имиджем или позицией в отношении России, а решительным согласием поддержать военное сотрудничество Украины с США и НАТО в осуществлении планов относительно Черного моря. Данные планы для США более важны, чем бессмысленная дискуссия о вступлении Украины в НАТО.

Поддержка военного присутствия США и их партнеров в Черном море - это очень ценная и принципиальная позиция, связаная с большими рисками и чреватая серьезными политическими потерями, в том числе в электоральном процессе. За данные услуги США готовы "платить" и немало и, прежде всего, за политический лоббинг свои планов.

Экспертное сообщество не сразу разобралось в сути данного визита и в ключевых моментах переговоров Юлии Тимошенко с вице-президентом США Диком Чейни, госсекретарем США Кондолизой Райс и бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт, которая практически стала проводницей Тимошенко по вашингтонским коридорам власти. Будучи протеже деятелей Демократической партии США, Юлия Тимошенко стала принимаемой в республиканской администрации, то есть достигнуто очень многое - данный украинский политик полностью согласовал с администрацией США политические приоритеты и конкретные задачи. Для достижения такой задачи необходимо было договориться о целом ряде задач.

Частично по этим задачам с американцами договорился или принципиально мог договориться и Виктор Янукович, но только не по вопросу о военном сотрудничестве с США в Черном море. Янукович готов солидаризироваться с теми задачами по военному сотрудничеству, которые уже осуществляются при поддержке президента Виктором Ющенко, но эти задачи весьма ограничены. Когда речь идет о наращивании военного присутствия США, включая военное базирование в бассейне Черного моря, то имеются в виду серьезные изменения в геополитической расстановке сил в обширном регионе. Это серьезная и крупная ставка, и без решительной поддержки президента и премьер-министра выполнение данных задач проблематично.

Таким образом, если проблема вступления Украины в НАТО позволяла вести дискуссию в условиях высокой степени свободы, употреблять обтекаемые выражения и делать сомнительные допущения, то проблема Черного моря требует твердых, четких и своевременных ответов.

Ведущий аналитик США по проблемам России и Восточной Европы, старший исследователь "Американского Института Предпринимательства" Леон Арон признается, что экспертное сообщество США ни перед визитом Юлии Тимошенко в США, ни некоторое время после этого визита, не представляли себя насколько серьезной была повестка визита. По мнению эксперта, высшие государственные деятели США вели переговоры с Юлией Тимошенко, как с актуальным и практически безальтернативным политическим деятелем, несмотря на то, что она официально находилась в оппозиции. Данный визит был хорошо подготовлен и не оставлял сомнений в готовности США сделать ставку на Тимошенко в решении многих проблем не только Украины, но и стратегических задач в Восточной Европе и в Евразии.

По свидетельству ведущего сотрудника Фонда "Наследие" (Вашингтон) Ариэля Коэна, Юлия Тимошенко высказывалась достаточно категорично и отметила, что неуверенные в себе политики, или политики пытающиеся проводить двойную игру, не способны привести Украину в ЕС и НАТО, что требует твердой политической позиции. Юлия Тимошенко, согласно эксперты, также отметила, что сейчас от процессов в Черном море зависит судьба Украины, ее государственная целостность, и выразила уверенность в том, что военное сотрудничество с Западом имеет несколько измерений и направлений, и Украина не должна отказываться от представляемой возможности в сфере военного сотрудничества. Она также говорила, что Украина должна более активно участвовать в международных миротворческих операциях и занять достойное место в международных усилиях в борьбе с терроризмом и нестабильностью. Таким образом, если судить по оценкам американских экспертов, Юлия Тимошенко пыталась исключить из числа поддерживаемых США политиков не только Виктора Януковича, но и действующего президента Виктора Ющенко, которого она фактически представила, как не твердого и не уверенного в себе политика, не способного решить кардинальные вопросы. Имеется мнение, что данный визит Тимошенко в Вашингтон стал разработкой Пентагона, который пытается быть активным в тех сферах внешней политики, которые непосредственно касаются оборонных вопросов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.04.17
Схождение великих людей в великое время — иначе не бывает
NB!
28.04.17
Белеет парус Эрдогана... К новым визитам – новым курсом
NB!
28.04.17
Трамп выбирает врага: исламизм забыт, Тегеран выбивается вперед
NB!
28.04.17
Безымянная высота в московском метро? Восстановить имена героев
NB!
28.04.17
Есть ли выход из виртуальной ловушки?
NB!
28.04.17
История благих намерений
NB!
28.04.17
«Трамп еще припомнит Украине, как Аваков назвал его клоуном»
NB!
28.04.17
ЦБ обсудит ключевую ставку: оснований ее удерживать нет
NB!
27.04.17
Венесуэла выходит из ОАГ
NB!
27.04.17
Попадет ли в цель «антисуицидальный пакет» законопроектов?
NB!
27.04.17
«Освобождение Шуши — реконкиста в исполнении карабахских армян»
NB!
27.04.17
Ответ на давление: Клинцевич напомнил Хейли закон Ньютона
NB!
27.04.17
«Освобождение Шуши — крах политики Азербайджана по тюркизации Арцаха»
NB!
27.04.17
Курильские рыболовные страдания
NB!
27.04.17
Враг готов к диверсии: НПО «Сатурн» под угрозой
NB!
27.04.17
В Киеве 2017 год объявят Годом УПА*
NB!
27.04.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 27 апреля
NB!
27.04.17
Путин: Переговоры с Абэ прошли в конструктивном ключе
NB!
27.04.17
Песков: Москва осуждает авиаудары Израиля по Дамаску
NB!
27.04.17
Россия или терроризм: чего действительно боятся шведы
NB!
27.04.17
Беби-бокс: «Простое иллюзорное решение очень сложной проблемы»
NB!
27.04.17
МИД Пакистана обвинил Индию в поддержке «Талибана»*