Сегодня Верховный суд РТ вновь решил отложить слушание дела по заявлению заместителя генпрокурора РФ Александра Звягинцева о признании положений 19 статей Конституции Татарстана противоречащими федеральному законодательству и о подтверждении недействительности положений 18 статей. Слушание намечено на 7 марта. Представитель республиканского парламента - юрист Центральной юридической консультации Алевтина Сафронова - сегодня заявила в суде ходатайство. Она просила суд приобщить к делу два документа: постановление Госсовета РТ об обращении в Конституционный суд РФ с двумя запросами и решение Верховного суда РТ, который установил, что парламент не уклонялся от исполнения решений судов.

Госсовет РТ просит Конституционный суд РФ проверить конституционность статей действовавшего на момент запроса Гражданского процессуального кодекса РСФСР и статей закона "О прокуратуре Российской Федерации". А именно в той части, на основании которой прокурор может обращаться в суд общей юрисдикции с требованием признать статьи Конституции субъекта РФ противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению. То есть парламент настаивает на том, что проверка Конституции РТ должна быть проведена Конституционным судом, а не Верховным судом РТ.

Во втором запросе Госсовет РТ просит проверить конституционность статьи 27 закона "О судебной системе Российской Федерации". Парламент просит установить исчерпывающий перечень полномочий Конституционного суда субъекта РФ. Судья Роман Гафаров решил приобщить оба документа к делу. На этом основании Алевтина Сафронова просила приостановить производство по делу. Дело в том, что Конституционный суд России еще не вынес решения по запросам Госсовета республики. Решение же Верховного суда РТ по "делу Госсовета", вынесенное 31 января, пока не вступило в законную силу, то есть на него еще нельзя опираться.

Прокурор Татарстана Кафиль Амиров, представлявший в суде истца, заявил, что оснований для приостановления производства по делу не имеется. Он подчеркнул, что Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, являющийся предметом запроса парламента, уже не действует, с 1 февраля вступил в силу новый. Опираясь на требования нового ГПК, прокурор РТ отметил, что у суда нет прав приостанавливать производство. Кафиль Амиров также обратил внимание на то, что представители Госсовета РТ не представили доказательств о принятии запросов к рассмотрению.

Суд решил отложить слушание дела до 7 марта для ознакомления с запросами Госсовета РТ в Конституционный суд РФ.

Генеральная прокуратура России просит суд признать противоречащими федеральному законодательству статьи, устанавливающие, что Татарстан имеет свое гражданство, что республика в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи и что республика отвергает войну как средство разрешения споров. Также генпрокуратура опротестовала некоторые положения, регламентирующие деятельность Президента, Госсовета, Кабмина и Конституционного суда Татарстана. Кроме того, Александр Звягинцев считает, что федеральному законодательству противоречит статья, в которой прописано: положения статьи 1 Конституции РТ, или так называемой статусной статьи, могут быть изменены только по результатам референдума. Что касается самой статьи 1, генпрокуратура РФ просит подтвердить ее недействительность. Напомним, статья устанавливает, что Татарстан - государство, объединенное с Россией Конституциями РФ и РТ и Договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами госвласти РФ и РТ. В статье также прописано, что Татарстан обладает суверенитетом в пределах своих полномочий. Помимо этого, генпрокуратура просит подтвердить недействительность положений о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в республике является ее народ, и о том, что герб, флаг и гимн Татарстана - официальные символы, выражающие суверенитет республики, самобытность и традиции народа. Также генпрокуратура указала, что недействительна норма об обязательном знании кандидатом в Президенты республики двух государственных языков: русского и татарского.