14 ноября в Чебоксарах состоялся межрегиональный форум лучших учителей школ Приволжского федерального округа. В нем приняли участие 150 педагогов - лауреатов премии президента России. 50 из них - это учителя Чувашии. Как передает корреспондент ИА REGNUM, в первой половине дня 10 учителей дали мастер-классы для своих коллег. Чувашию в инновационном марафоне представляли педагоги чебоксарской гимназии № 5, лауреаты президентской премии, а также обладатели звания "Учитель года Чувашии" 2004, 2007 и 2000 годов Владимир Николаев и Айрат Савин и Владислав Волков. Во второй половине дня состоялось обсуждение вопросов организации и проведения конкурсного отбора школ, внедряющих инновационные образовательные программы и лучших учителей, участия общественности в управлении системой образования, введения новой системы оплаты труда.

Вопрос введения новой системы оплаты труда учителей стал одним из самых обсуждаемых на форуме. В свою очередь полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов отметил, что к основным направлениям перехода на нормативно-подешевую систему финансирования собственно и сводятся все основные принципиальные изменения в финансировании общеобразовательных школ. "Первое направление - это избавление от всех непрофильных направлений деятельности школы, своего рода аутсорсинг, - сказал Коновалов. - Как показывает практика, это колоссально экономит ресурсы системы образования. Второе - это введение справедливой, прозрачной, всем понятной дифференцированной оплаты труда в зависимости от результатов работы учителя". Отрадно, что сейчас все большему числу специалистов, как учителям, так и менеджерам становится понятно, что целью всех преобразований в сегменте образования должна быть не школа, не учитель, а ученик и конкретное качество знаний, которые он получает в совокупности усилий учителей и менеджеров, отметил Коновалов.

В своих выступлениях педагоги говорили о том, что раньше, если учитель хотел заработать больше денег, он вынужден был брать больше учебных часов. При этом многие виды деятельности, которые выполняет учитель, никак не оплачивались. Существовавшая единая тарифная сетка фактически не стимулировала творческий и профессиональный рост учителя. К тому же, родители, общественность, учащиеся - все, кто являются потребителями образовательных услуг - почти не участвовали в оценке деятельности педагога. Новая система оплаты труда наладила связь между качеством уроков, внеучебной деятельностью и зарплатой учителя, подчеркивали участники форума. Говоря о трудностях конкурсов на получение различных грантов, учителя отмечали сложности в составлении аналитической справки, документального подтверждения личного участия и своих учащихся в различных конкурсах. Напомним, в Чувашии за два года реализации приоритетного национального проекта "Образование" государственную поддержку из федерального бюджета получили 66 школ и 224 учителя республики. Еще 40 образовательных учреждений и 60 педагогов получили гранты президента Чувашии. В 2006 году учителя-победители и руководители школ-победителей объединились в "Ассоциацию учителей Чувашской Республики" и "Совет директоров школ Чувашии". Общественные организации лидеров образования стали центрами трансляции передового инновационного опыта.