"Союз трех губернаторов".

("Красноярский рабочий" 22.02.03)

Губернатор края Александр Хлопонин, губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Олег Бударгин и губернатор Эвенкийского автономного округа Борис Золотарев подписали протокол о намерениях по созданию совета трех губернаторов.

Главы территорий заверили, что все их действия будут направлены на объединение усилий и формирование согласованных позиций по вопросам, затрагивающим интересы Красноярского края и входящих в его состав автономных округов. Основные задачи, которые предстоит решать новому совету, - это координация деятельности органов исполнительной власти, принятие решений по стратегически важным вопросам, выработка консолидированной позиции в сфере внешнеэкономических связей и в отношениях с органами государственной власти Федерации и субъектов РФ. По окончании церемонии подписания протокола Хлопонин, Бударгин и Золотарев высказали единодушное мнение о том, что совместная работа позволит более качественно решать вопросы во всех областях жизнедеятельности.

"Которое есть".

(Юрий Чигишев "Комок" 25.02.03)

ОТЕЧЕСТВА МЕНЯЮТСЯ, ЗАЩИТНИКИ ОСТАЮТСЯ

Отмечали День защитника Отечества. Поздравляли, кого надо, вручали, кто заслужил. И что особенно приятно - устроили выходной. Наконец-то с женщинами уравняли, историческую несправедливость устранили, а то у них был выходной 8 Марта, а у нас 23 Февраля - суровые будни.

Вообще-то, эта уравниловка подозрительна слегка. И праздник тоже. Надо полагать, он не распространяется на тех, кто служил до 1991 года? Тогда, если помните, мы присягу давали - служить Советскому Союзу. "А если я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет..." И дальше речь вовсе не о поздравлениях шла. Впрочем, можно это все расценивать как тест на твердость слова: кто истинный хозяин, тот легко может дать слово и так же легко взять его обратно. Маяковский небось именно это имел в виду, когда писал: "Отечество славлю, которое есть, и трижды - которое будет". Дальновидно.

Вот только с русским языком проблема. Слово "отечество" множественного числа не имеет. Дикие предки полагали, что оно может быть только одно.

ИГРА

Три губернатора подписали одно соглашение. Представитель президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский сказал, что ему это сильно напоминает какое-то телевизионное шоу. По его мнению, это "Слабое звено". Только тут все звенья сильные. А ведь на этот случай есть другой аналог - "Поле чудес", Там тоже обстановка семейная, и главное - все неожиданности подготовлены заблаговременно.

Создание нового органа - Совета губернаторов - проходило в теплой дружественной обстановке. Единственный человек, который был серьезен или такой вид делал, - все тот же Драчевский. Судя по высказываниям самих глав Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, тема объединения территорий на ближайшие годы должна считаться неактуальной. Что касается подписанных документов, они никого и ни к чему не обязывают. Напомним, что подобных формальностей у нас есть множество. Непосредственно в рамках округа многие годы работает ассоциация "Сибирское соглашение". При этом никто не пытается говорить, например, о Сибирской республике. Вот если вспомнить Лебедя и его попытку создать клуб губернаторов, тут действительно много общего. Собраться иногда, поговорить о важном в хорошей компании.

ОПТИМИЗАЦИЯ

Сообщение о возможной продаже акции Красноярского алюминиевого завода успели прокомментировать почти все известные политики. Жаль, что среди них не нашлось ни одного известного экономиста. В высказываниях политиков было много здорового патриотизма, тревоги за судьбы и озабоченности вообще. А фактов не было вовсе. Вот, например, всплыла тема толлинга. Есть такая штука. Причем когда Олегу Дерипаске понадобилось купить акции КрАЗа, он этот толлинг осудил во весь рост. И даже кричалку придумал: "Хватит грабить Россию!" А когда акции приобрел, то сразу же понял, что не хватит, что еще много осталось. Теперь вот опять тема всплыла. Что интересно - все делают вид, что вот сейчас, сию минуту Красноярский алюминиевый завод не работает по толлинговой схеме и как будто не существует десятков подставных офшорных фирм, через которые уходят деньги.

По большому счету, смена собственника вряд ли может существенно ухудшить положение. Разве что завод попадет в руки зеленых экстремистов, которые станут озоновый слой спасать да и закроют завод. Все предприятия, которые занимаются вывозом сырья из России, работают примерно по одинаковой схеме, как бы это мягче сказать, оптимизации налогов. Сейчас эта система оптимизирована до полного совершенства. Следующий шаг - не платить вовсе. Но это вряд ли возможно. Хотя движение в этом направлении есть. Можно проследить динамику поступлений средств в краевой бюджет от предприятий "Норильского никеля" и "Русского алюминия". Устойчивое снижение. Из года в год.

ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ

За последнюю неделю край подвергся настолько массовому нашествию федеральных чиновников, что впору подумать о введении визового режима. Нельзя сказать, что от этих визитов вовсе нет никакой пользы. Иногда эта польза в самых неожиданных, местах вдруг вылезает. Вот сообщение приходит: правительство России выделяет нашему краю 10 миллионов рублей на ликвидацию последствий стихийного бедствия. Хорошее дело, нужное. Тем более что речь идет о ливне, случившемся прошлым летом. Вода сама по себе высохла дня через три, то есть в июле. Но раз деньги дают, надо брать. И хорошо бы сделать это доброй традицией - вот, например, на уборку прошлогоднего снега чего-нибудь попросить, или вот намедни Тунгусский метеорит ущерб нанес, надо бы возместить.

С другой стороны, щедрость федералов - то же самое, что Киплинг называл "прохладой полуденного зноя и спокойствием горного потока".

"Культура на выданье".

(Наталья Сойнова "Комок" 25.02.03)

МИНИСТР ПОСУЛИЛ ДОЖДЬ. МЕДНЫЙ

Это ведь только кажется, что принц Золушку натурально из грязи вытащил. На самом деле он ее, родимую, на балу приметил. В туфлях хрустальных. Отсюда мораль для девиц на выданье: какой бы Золушкой ни была, а ежели прЫнц на горизонте замаячит, представляться нужно в лучшем виде. Хвастать, чем богаты. А чем бедны - с этим уж пусть он потом разбирается. Если польстится и женится, дурачок.

Сибирская культура давеча как раз в положении девицы на выданье оказалась. Количество потенциальных "женихов" волновало. Губернаторы и спикеры - володетели окрестных земель, а также руководители региональных комитетов культуры приехали в Красноярск для участия 19 февраля в Координационном совете по культуре межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", а 20-го - в Совете МАСС и Совете Сибирского федерального округа (к слову, впервые Совет МАСС был посвящен вопросам культуры, раньше все как-то о политике и экономике разговаривали, теперь, видно, пришло время собирать, камни-то). Плюс к володетелям - полпред Драчевский. И, конечно, самый завидный "жених" - Михаил Швыдкой. Министр культуры. Включенный, между прочим, британским журналом "Арт ревью" в "Список 100 наиболее влиятельных деятелей в мире искусств". Как уж тут "невесте" не расстараться!

Старалась она в БКЗ-на закрытом для простых смертных концерте мастеров искусств Сибири. Смотринах то есть. Действо поражало размахом и слаженностью. Без иронии. Просто удивительно, как коллективам, буквально за два дня до того съехавшимся из разных городов, удалось так отшлифовать совместные номера, так спеться и сплясаться. Тут уж воистину главным было КАК, а не ЧТО (ответ на вопрос "Что?" известен - с нашей склонностью к урапатриотическому пафосу, выражаемому в нарочитом фольклоре, видимо, следует смириться). Но удивило на концерте и другое. Вот, к примеру, Алтайский государственный оркестр русских народных инструментов - 60 музыкантов! - приехал, чтобы отыграть пару-тройку номеров. Всего. Или Камерный хор Кузбасса. Тоже не из трех человек состоит - и тоже приехал из-за единственного романса, омский хор. Бурятский театр танца. Да все! Все нашли средства! При том что главной темой на Совете МАСС была, естественно, бедность культуры. То у одних библиотечные фонды скудны до неприличия, то у других город-памятник гниет и рассыпается в труху. Но деньги - не одним и не другим. Деньги - на смотринах красоваться. Хорошо хоть "женихи" попались снисходительные. Все: и Хлопонин с коллегами-губернаторами, и Драчевский, и Швыдкой - присутствовали на концерте "от" и "до". Последний - так даже невзирая на недомогание.

Министр температурил. Из-за этого его график постоянно перекраивался. Михаил Ефимович так и не почтил красу и гордость - краеведческий музей. Зато отметился в оперном, где сцена зияет дырами, и в Академии музыки и театра, где дела еще хуже. В итоге конкретно для нашего города главным результатом министрова визита стали 23 млн рублей, обещанные на завершение долгостроя.

Но в целом министр и члены МАСС радели не о городских академиях - о сельских клубах. Что, в общем, оправданно: 64,5% населения Сибирского федерального округа - деревенские жители, при этом многие деревни удалены от городов, и до городских театров-галерей селянам как до луны, а Конституция меж тем гарантирует гражданам РАВНЫЙ доступ к достижениям культуры. На Совете МАСС был взят курс на восстановление кинопоказа в селах, на поддержку малых музеев, развитие ремесел и т.д. И, соответственно, согласована программа "Сельская культура Сибири". Сроки ее реализации - 2003-2005 годы. Бюджет - 3,2 млрд рублей. Финансирование предполагается паритетное: 50% - Федерация (Минкульт и Минсельхоз), а 50% - уж как-нибудь сами. Потому что "жених"-то тоже не лыком шит! Недаром на его министерских дверях висела табличка "Денег нет!". И в Красноярске Швыдкой золотого дождя не обещал. Максимум - медный.

Любопытно также, что приезд к нам Михаила Швыдкого случился уже при новом начальнике управления культуры края - Зое Благих. Скорее всего, это совпадение. И все же Зоя Борисовна вполне вольна записать его в свой чиновничий актив. Вот только телевизионщики, рассказывая о прошедших мероприятиях, брали в кадр не Благих, а ее предшественницу - Татьяну Давыденко. По привычке. Да и фамилию министра в тирах писали через "т" - ШвыТкой. Но, будем считать, это просто "невеста" волновалась. В конце концов, не часто принцы женихаться ездят!

"Избирательное право: иногда закон, иногда произвол".

(Юрий Владимиров "Комок" 25.02.03)

Вот как назвать это - прозрение! Осознание! Озабоченность! В особо крупных масштабах причем. Вдруг, на десятый год с начала праздника жизни, депутаты Законодательного собрания обратили внимание на то, что нас обокрали. Хотя нет, точнее надо выражаться - они решили, что их тоже обокрали. Да.

Заседание комиссии по собственности шло шесть часов, и по многим объектам бывшей краевой собственности было выражено сожаление и возмущение. Как по безвременно ушедшим. Всякие мелкие предприятия трогать не стали, как не представляющие ценности для края. "Норильский никель", "Красноярскэнерго", угольную компанию, алюминиевый завод.

Зато без всякого страха и невзирая на лица набросились на главных олигархов Красноярского края - на владельцев птицефабрики и Канской табачной фабрики, И вот тут-то и стало понятно, откуда есть пошел дефицит бюджета, и кому ушла собственность, и каков он - оскал капитализма. Были озвучены даже цифры: птицефабрика "Красноярская", по мнению депутатов, стоящая 200 миллионов рублей, была продана за 5 миллионов. Оправдания руководителей "Сибирской губернии", нынешнего владельца птицефабрики, отмели с негодованием. Действительно, разве может служить оправданием то обстоятельство, что количество рабочих мест увеличилось в пять раз, предприятие стало прибыльным. Кстати, у нас "ножки Буша" практически исчезли. Что не может не тревожить настоящих патриотов.

Что касается Канской табачной фабрики, там ситуация еще более странная. Контрольный пакет акций находится в краевой собственности. Несмотря на это, фабрика вполне сносно существовала все эти годы. Если учесть, что в табачную отрасль России было вложено около 8 миллиардов долларов иностранных инвестиций (точнее было бы сказать о продаже отрасли), Канская фабрика сохранила объемы производства и рабочие места, и неблагоприятных условиях. Можно было бы говорить о том, что как раз "Сибирская губерния" и Канская табачная фабрика являются приятными исключениями в череде бездарных решений по управлению собственностью. А может быть, именно поэтому на них и обратили внимание. Действующие объекты, приносящие прибыль, - и в то же время не принадлежат пока крупным финансовым структурам. На предмет передела собственности вполне перспективны.

Правда, здесь могут возникнуть некоторые сложности. Мы даже не говорим о том, что происходит с предприятиями, которые хотя бы на время попадают под государственный контроль. Как правило, заканчивается это скорым банкротством и обретением нового хозяина. По бросовой цене. Табачная фабрика на сегодня действительно представляет интерес. Но в течение года ситуация может резко измениться. Те самые инвестиции в табачную отрасль со стороны иностранных компаний, они же не только в производство шли. И вот результат - ГОСТ на овальные сигареты, которые выпускаются в Канске, может быть отменен. Это означает, что фабрике нужно будет полностью обновлять оборудование. Цена вопроса - сотни миллионов долларов. Краевой бюджет, насколько известно, такими излишками не располагает. И в ближайшее время располагать не будет.

Болезненный интерес депутатов краевого Законодательного собрания к судьбам краевой собственности можно было бы назвать запоздалым прозрением. Если бы не странная избирательность. У нас около трех тысяч предприятий-банкротов. Ни одно из них не вызвало интереса. А еще - масса объектов, которые ушли из края не вполне законно. Если речь идет о торжестве справедливости, отчего такие исключения? А может быть, справедливость тоже избирательна?

"Несовместимость с властью".

(Юрий Чигишев "Комок" 25.02.03)

ХЛОПОНИН РУШИТ СИСТЕМУ?

Странная вещь - чем больше возникает поводов обругать коммунальную реформу, чем больше желающих это сделать, тем сомнительнее кажутся аргументы. Более того, можно даже предположить, что Хлопонин не ставил перед собой цель реформировать ЖКХ. Чинить трубы должны сантехники. Губернатор имеет дело со сферой управления. Вот ее-то он и реформирует. Если следовать этой логике, это многое объясняет. Некоторые кадровые назначения, непопулярные решения, то, что на реальные затраты стараются не обращать внимания. До времени. Можно и реакцию предсказать: по мере того как заинтересованные лица станут вникать в суть замысла, число противников перемен станет расти в геометрической прогрессии. И нужды населения здесь вовсе ни при чем.

"Проблемы жилищно-коммунального хозяйства известны всем. Ежегодно отрасль "съедает" огромные ресурсы, но качество ее услуг остается низким. И с каждым годом положение дел становится все ближе и ближе к критическому. Власть и представители отрасли склонны объяснять ситуацию нехваткой денег на обновление изношенных сетей. Я так не считаю. Изношенная инфраструктура - это не причина плачевной ситуации в ЖКХ, а следствие плохой работы отрасли. Только непутевый хозяин постоянно "латает дыры", вместо того чтобы один раз сделать качественно. Более того, именно изношенность и постоянный ремонт весьма выгодны чиновнику, поскольку позволяют извлекать теневые доходы.

Причина неэффективной работы - это монополизм обслуживающих организаций, сросшихся с административным аппаратом. Лишь монополия может позволить себе низкое качество при высокой цене. Лишь административно поддерживаемая и субсидируемая монополия будет постоянно работать в убыток.

Почему в жилищно-коммунальном хозяйстве до сих пор не наведен порядок? Ответ один - ситуация статус-кво выгодна. Выгодна потому, что, используя предприятия ЖКХ, чиновник может "выкачивать" средства из бюджета и населения, увеличивая свой личный доход. Как выкачиваются деньги? Через установление завышенного тарифа на оплату услуг. Через списание материалов сверх фактического, использования. Посредством отражения в отчетности услуг, которых в действительности не оказывалось. Путем закупки материалов и оборудования у "своих" компаний по завышенным ценам. Путем прямых хищений и воровства. Почему все это возможно? Потому что существует сговор администрации территории с жилищно-коммунальными хозяйствами. Неэффективность, бесхозяйственность и воровство покрываются чиновниками "сверху", поскольку это и образует ресурс для их личного обогащения".

Это длинная цитата из предвыборной программы Хлопонина.

Есть в этой программе несколько странностей. Первая и главная: автор явно понимает, что проблема - в системе управления. И отчетливо представляет механизм увода бюджетных денег. При этом в постановлении о реформировании, точнее, о социальной защите, этот момент никак не отражен. Более того, идеологом реформирования назначен Анатолий Матюшенко - бывший первый заместитель мэра Красноярска. А Красноярск мог бы служить самой точной иллюстрацией для приведенного высказывания. Собственно говоря, тут и доказывать нечего. Все доказательства приведены в обосновании уже к городскому постановлению о повышении оплаты за ЖКХ. Бедственное положение коммунальщиков, износ основных фондов, катастрофическое состояние сетей. Если бы речь уже сейчас шла об открытии уголовного дела, это можно расценивать как добровольное признание и сотрудничество со следствием. Практически признано, что до 40 процентов бюджетных денег тратится бесцельно. Износ сетей на 80 процентов - это аргумент.

Если бы речь шла о косметических мерах, не о системе управления, Хлопонин должен был обратить внимание на тарифы и нормативы. Для начала - организовать открытый конфликт с "Красэнерго". Проверить обоснованность тарифов на тепло и горячую воду. Посчитать уровень рентабельности. Обозначиться борцом за народный интерес. Около 15 процентов снижения это действительно может дать. Затем - объявить о введении строгого учета и контроля. Опытным путем доказано, что такое простое мероприятие дает эффект от 20 процентов и выше. Слишком очевидно все. Именно так поступил бы любой нормальный политик. Хорошо - любой нормальный политик, который больше двух лет жить здесь не собирается. Надо объяснять, почему? Вроде бы и так понятно - система, ориентированная на освоение денег, а не на реализацию конкретных проектов, легко может перестроиться. Создать источники поступления денег сложно, а вот каналы увода - достаточно просто. Тем более опыт имеется колоссальный. Что касается двух лет - так это срок жизни коммуникаций в Красноярске. Потом проще будет новый город построить. Плохой вариант, хотя и абсолютно социально ориентированный. На нем настаивают практически все любители народа, начиная от глав администраций городов и районов, заканчивая многочисленными политическими скитальцами.

Второй вариант (из двух возможных) - системные изменения. Основной объект - не отдельно взятая сфера, но в целом система управления. Точнее, расходования бюджетных средств. При жестком коммерческом подходе, когда ставится задача и определяются кратчайшие пути решения. Проектная схема финансирования. Понятие "социальная защита" исключается полностью. Политически может расцениваться как самоубийство.

Отличие подходов можно проиллюстрировать. На Норильском горно-металлургическом комбинате возникает проблема с транспортировкой продукции. Как поступит менеджер? Купит корабль. А если он вместо этого все деньги вложит в покраску труб комбината? В лучшем случае он перестанет быть менеджером. Правила жестко заданы, цели ясны, приоритеты - тоже. Цель - получение прибыли. Первоочередное - то, что позволяет достигать цели. В Красноярске возникла проблема с коммунальным хозяйством восемь лет назад. А еще были проблемы в медицине, образовании, культуре. За это время было потрачено не менее 50 миллиардов рублей. На состоянии сферы жизнеобеспечения это не отразилось. Коммунальное хозяйство пришло упадок. Куда делись деньги населения - еще один вопрос. На последних выборах мэра Петр Иванович Пимашков получил почти 80 процентов голосов. Сравните с судьбой менеджера.

Логика. Коммунальное хозяйство в нынешнем виде - идеальная сфера для теневого оборота бюджетных средств. Формально система остается без изменений. Там по-прежнему вращается огромное количество средств, которые можно освоить. Новизна ситуации состоит в том, что, во-первых, сфера становится автономной. Край фактически прекратил вкачивание денег сюда. Были попытки глав администраций на основании бедственного положения и неплатежей попросить помощь края. Им с радостью пошли навстречу - но только после того, как они представят свои документы контрольно-ревизионной комиссии. Со сказочной быстротой отыскивались внутренние резервы. Помните, как в течение 15 минут Красноярск изыскал 315 миллионов при своем дефицитном бюджете? Значит, деньги есть. Дополнительное финансирование не требуется. Наступает черед второму новшеству - открытие границ. Слова "конкуренция" или "рынок" на этом этапе не вполне корректны.

То, что ЖКХ является чрезвычайно привлекательным объектом для бизнеса, знают многие. Это Клондайк. Другое дело, что механизм извлечения прибыли известен ограниченному количеству людей. До сих пор механизм извлечения денег работал по самой оптимальной схеме - практически без расходов на какой-то там ремонт, содержание и прочее. Но даже если будут обозначены жесткие условия - деньги в обмен на исполнение работы, сфера все равно остается крайне привлекательной. Сейчас с большой долей уверенности можно предположить: альтернативные компании, которые должны стать конкурентами нынешним ЖЭКам и ЖПЭТам, возникнут из этих же самых контор. Или напрямую, или через подставных лиц. И они будут выигрывать все конкурсы. При том, что сами они будут без перерыва твердить о кризисе, загоне, безденежье. Парадокс? Расчет.

Именно поэтому никто не спешит наводить порядок с тарифами и нормативами. Сфера должна оставаться привлекательной. Для стратегической задачи не важно даже, что новые структуры будут создаваться из старых ЖЭКов и теми же людьми. Условия все равно изменились. Задача поставлена. Конечная сумма средств обозначена. Это уже напоминает проектирование. Что еще характерно - процесс становится лавинообразным. Он же внутри системы происходит. С каждым новым субъектом сфера распределения бюджетных средств сужается. Система начинает уничтожать себя. Единственный вариант противодействия - социальная защита. То есть накопление денег под видом социальной защиты. Но и здесь могут возникнуть сложности - алгоритм можно воспроизвести практически в любой сфере. Более того, он не то чтобы допустим - прямо предписан бюджетным кодексом в отношении каждого бюджетного рубля.

Сейчас пока рано делать какие-то выводы, однако последовательность действий Хлопонина в отношении ЖКХ дает основания подозревать, что его намерения простираются гораздо дальше коммунальной реформы. Тут еще Путин высказался на эту же тему. Что уровень коррупции превысил предельно допустимые нормы. Сговорились, что ли?

"Они пойдут другим путем".

(Яков Веденеев "Комок" 25.02.03)

Как утверждают специалисты и статистика, в Красноярском крае рост безработицы наиболее интенсивный по сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа. По словам депутата Законодательного собрания края Валерия Сергиенко, сегодня уровень безработицы составляет не менее 8 процентов от числа трудоспособного населения, в то время как по России - не более 2 процентов. Удивительно, но краевые власти только сейчас обратили внимание на это явление, спустя много лет после того, как на комбайновом заводе численность сократилась в два с лишним раза, на Красноярском машиностроительном заводе - почти в шесть раз. На заводе холодильников "Бирюса" когда-то трудилось почти 7 тысяч человек, сейчас здесь работают 3,5 тысячи...

Возможно, эта ситуация не привлекала к себе особого внимания по банальной причине: собственно сокращений - в том смысле, как этот термин трактуется законодательством - ни на одном из этих предприятий и не было. Реализовалась простая до примитива схема: людей "пачками" отправляли сначала в отпуска, потом в длительные отпуска без содержания, ничего при этом не обещая и не гарантируя. Народ, посидев дома несколько месяцев кряду, начинал искать сначала приработок, потом от безысходности часть увольнялась и становилась на учет в службу занятости. У остальных трудовые книжки годами лежали на предприятиях, в то время как их владельцы занимались "челночным" бизнесом, частным извозом, мелкой торговлей.

Прошедшие в Законодательном собрании края 14 февраля публичные слушания продемонстрировали, что может быть совершенно иной подход к проблеме. Поводом послужили планирующиеся сокращения численности работников на Березовском и Назаровском разрезах Красноярского филиала СУЭК и Сосновоборском заводе автоприцепов. Почему именно эти предприятия стали объектом внимания - вопрос второй, и ответ на него сейчас уже не так важен. Важно другое: публично был озвучен опыт решения проблемы оптимизации численности, в котором учтены как интересы высвобождаемого персонала, так и собственников предприятий.

Сибирская угольная энергетическая компания, как и любой другой хозяйствующий субъект на территории России, имела полное право ограничиться только теми мерами, которые оговорены Трудовым кодексом. Заранее предупредить о планируемом сокращении профсоюзы, передать уведомления работникам персонально, выплатить положенные пособия - и умыть руки. Для решения дальнейшей судьбы уволенных есть службы занятости, есть исполнительные органы власти в городах и районах. Всю проблему собственник мог бы решить ровно за три месяца. Более того, те же несколько тысяч человек, давно не работающих на заводе "Сивинит", и такой подход сочли бы, наверное, за счастье: им завод никаких пособий за простои и увольнения не выплачивал.

СУЭК пошла по другому пути. Во-первых, была сделана объективная и трезвая оценка ситуации. О том, что численность персонала на разрезах завышена, известна было много лет назад, то, что содержание избыточного количества персонала губительно сказывается на финансово-экономическом положении предприятий, - тоже ни для кого не было секретом последние 7-8 лет. О том, что ситуация с каждым, годом усугубляется и надо предпринимать какие-то кардинальные меры, говорилось и в 1999 году, и в 2000-м. Это, кстати говоря? признавали и профсоюзы. Но все эти годы каждый, от кого зависит принятие таких трудных, непопулярных, но необходимых решений, не рисковал брать на себя ответственность. Сказывалось и то, что вокруг тогда еще Красноярской угольной компании всегда было очень много политики. Возможно, если бы меры па оптимизации численности персонала на разрезах начали принимать вовремя, процесс этот прошел бы менее болезненно. Сегодня же мы имеем то, что имеем. На том же Березовском разрезе альтернативой сегодняшнему процессу сокращения штатов может быть только полная остановка предприятия уже в ближайшие три-четыре года. То, что сегодня происходит в экономике этого предприятия, называется превышением критической массы. На Березовском разрезе крайне низкая, по сравнению с другими разрезами филиала, производительность труда, в то время как заработная плата персонала растет из года в год и по результатам прошлого года превысила среднюю заработную плату бородинских и назаровских угольщиков. Сбыт березовского угля осложнен технологическими особенностями - в нем слишком много кальция. Как отметил на парламентских слушаниях бывший директор Ачинского глиноземного комбината Н. Ашлапов, именно это обстоятельство стало причиной того, что один из крупнейших потребителей березовского угля - АГК - сейчас полностью отказался от его применения. И с этим ничего нельзя поделать. В условиях кризиса перепроизводства топлива, который развивается в ТЭКе уже второй год, наиболее ущербна позиция у тех угледобывающих предприятий, качество продукции которых уступает конкурентам. Что касается энергетики, то на потребление топлива, добытого на Березовском разрезе, ориентирована только Березовская ГРЭС, мощность которой ограничена, и часть мощностей одной из красноярских ТЭЦ. Все! На достаточно длительную перспективу можно с точностью до 95-98 процентов подсчитать требуемый рынком объем добычи. Иной возможности сохранить предприятие, кроме как оптимизировать производственный процесс, в том числе и численность персонала, не существует. В противном случав на улице может оказаться уже не тысяча человек, а в три раза больше...

Сергей ВЕЙНБЕРГ, управляющий филиалом Сибирской угольной энергетической компании в Красноярске:

- К сожалению, объективная ситуация складывается таким образом, что без сокращения численности обойтись невозможно. Мы ведь зависим не от того, хотим или не хотим добывать уголь, а от того, насколько он востребован на рынке. А этот показатель зависит от того, насколько востребована тепловая и электрическая энергия. В свою очередь, энергетики зависят от того, как работает промышленность - нужно ли предприятиям края такое количество энергии, которую они могут произвести. В крае сейчас производственные мощности промышленных предприятий загружены на четверть, и падение производства продолжается. Недавно в газете "Экономика и жизнь" опубликовали диаграмму "Основные показатели развития экономики России" за 1999 - 2002 годы. В 2000 году - пик роста промышленного производства за последние десять лет, соответственно, и наши разрезы работали с хорошей нагрузкой, тот же Березовский добыл более 10 млн тонн угля. Но с 2000 года по 2002-й включительно темпы роста производства промышленной продукции в стране сократились почти на 8,5 процента, ВВП - почти на 5 процентов. Упали обкомы добычи и на наших разрезах. На Березовском - до 5,7 млн тонн. Резкого роста экономики никто в ближайшие 5-7 лет не ожидает, и, для того чтобы нам выжить, сохранить разрезы, приходится предпринимать самые решительные меры.

Определившись с тем, какое количество рабочих мест нужно выводить из штатного расписания, мы прежде всего провели большую работу с людьми, достигшими пенсионного возраста. Это было тем более оправданно, что на предприятиях, особенно на Бородинском и Назаровском разрезах, проблема старения коллектива стала в последние годы обостряться. Пенсионерам мы предложили не только единовременные выплаты, предусмотренные коллективными договорами и тарифным соглашением, но и дополнительную материальную помощь. На Бородинском и Березовском разрезах это по 3 тысячи рублей чистыми ежемесячно в течение года, на Назаровском - среднемесячная заработная плата в течение 5 месяцев. Это плюс к государственной пенсии. Такое предложение посчитали для себя привлекательным многие. Более 600 человек по соглашению сторон ушли на пенсию. В общей сложности на эти "пенсии" мы затратим более 30 млн рублей. Освободившиеся после ухода пенсионеров места мы предложили занять оставшимся работникам.

Второй "источник" уменьшения численности - естественная убыль работников. Ежегодно по разным причинам с предприятий увольняются люди, в том числе и с наших разрезов. Поскольку приема на работу мы не ведем, на освободившиеся таким образом места также переходят наши работники. К сожалению, за счет только этих двух мер проблему решить не удается, особенно на Березовском разрезе. В итоге, для того чтобы численность персонала соответствовала объемам производства, нам предстоит высвободить на Назаровском разрезе еще около 300 человек, на Бородинском - не более 40-50, Кстати, в общей сложности на Бородинском разрезе под сокращение за эти 11 месяцев попадает около 70 человек, из них 18 были сокращены в прошлом году.

Наиболее сложное положение на Березовском разрезе, здесь предстоит действительно массовое высвобождение. Из штата выведено 1074 рабочих места, под сокращение попало около 970 человек. Из них 217 подали заявления по собственному желанию и уволились досрочно, но, поскольку они были уже уведомлены о предстоящем сокращении, им будут выплачены все пособия, предусмотренные законодательством. Осталось около 750 человек, которых еще необходимо высвободить. 651 человек уже получил уведомление, и с 4-го по 31 марта они будут сокращены.

Определяя перечень людей, попадающих под сокращение, мы постарались поставить себя в более жесткие рамки, чем те, что установлены Трудовом кодексом. Он говорит, что главным критерием для сохранения в штате при прочих равных условиях является уровень квалификации работников. Есть также перечень социально незащищенных лиц, которые по закону имеют преимущественное право остаться на работе при сокращении. Однако мы решили пойти дальше и существенно расширили этот список. Например, мы считаем неправильным увольнять с предприятия членов одной семьи. Если на разрезе работают оба родителя и, допустим, сын, то непозволительно всех троих включать в список на сокращение - кто-то из них должен быть оставлен на производстве. Таких жизненных коллизий много, мы постарались их учесть. Всем сокращаемым, как и положено, будет выплачиваться пособие в размере среднемесячной платы при увольнении, и еще в течение двух месяцев будет выплачиваться средняя зарплата, если человек за это время не трудоустроится.

Это что касается технологии сокращения. Однако мы понимаем, что Шарыпово и Назарово - города специфические, с ограниченным рынком труда. Поэтому СУЭК приняла решение о дополнительных мерах по защите сокращаемых работников. Сейчас СУЭК и администрация края создают совместную комиссию, которая определит основные положения по созданию стабилизационного фонда. Стабилизационный фонд создается за счет средств собственника разрезов и администрации края. Правление фонда будет принимать решения относительно его расходования: либо производить дополнительные выплаты сокращенным работникам, а может быть, направить эти деньги на создание новых рабочих мест, может быть, в малый бизнес.

Кроме того, на Бородинском и Назаровском разрезах подписаны программы по переобучению персонала: по желанию работников мы будем их переобучать, повышать их квалификацию, предлагать новые профессии. Наши учебно-консультационные комбинаты на разрезах считаются самыми лучшими в горняцких городах. Мы готовы это делать, но сегодня очень мало людей, кто сам изъявил желание воспользоваться такой возможностью. Честно говоря, такая позиция не совсем понятна. Мы готовы переобучать людей за свой счет. Но пока, к сожалению, желающих очень мало. Если надо будет переучиваться либо в Красноярске, либо где-то в других городах - это затраты на дорогу, проживание, обучение, - в стабилизационном фонде, наверное, будут и такие потребности рассматривать предметно, индивидуально подходя к каждому человеку.

Мы будем предлагать фонду несколько проектов по созданию новых рабочих мест. Можно создать малые предприятия, например, по разделке металлолома. Мы готовы обеспечить сырьем - у нас около 1000 тонн металлолома сейчас только на Березовском разрезе, и объем постоянно прирастает. Или еще вариант. Мы заканчиваем программу по переносу поселка Безымянного в Назарове и будем инвестировать строительство там жилья - 60-квартирного жилого дома. Стоимость всего проекта - несколько десятков миллионов рублей. Мы можем привлекать туда на конкурсной основе строительные организации при условии, например, что они предложат рабочие места нашим людям, попавшим под сокращение. Их доля в числе занятых в реализации этого проекта должна быть около 80 процентов.

Сейчас мы совместно с администрацией Шарыпова обследуем кирпичный завод, возможно, есть смысл вложить деньги в его реанимацию. Есть еще ряд такого рода проектов. Все они нацелены на одно: смягчить социальные последствия сокращений как для самих работников, таки для региона.

СУЭК, пожалуй, первая в истории края компания, которая разработала целую программу, снижения социальных последствий сокращения, выделяет под её реализацию десятки миллионов рублей, сверяет свою позицию с позиции администраций регионов и исполнительной властью края. Недаром во время публичных слушаний первый заместитель губернатора края Лев Кузнецов заметил, что само по себе сокращение численности не является фатальным, эта проблема решаема. Сегодня СУЭК предложила целый ряд таких решений.