Музей Мурманского морского пароходства получил новый экспонат. Он пополнит экспозицию, посвященную северным конвоям. До сих пор в музее не было макета парохода типа "Либерти", участника всех полярных караванов. Долгое время никто не мог создать точную копию - не сохранилось чертежей.

Непременным участником каждого северного конвоя времен Великой Отечественной войне были пароходы типа "Либерти". Они строились на американских верфях, перевозили самолеты, танки, пушки, полевые телефоны, поставляемые по ленд-лизу. Однако попасть на пароход, построенный союзниками, российские моряки не спешили.

Как вспоминает участник конвоев Вилен Иванович Астахин, "раньше такие пароходы были клепаные, а эти - сварные. Были случаи, что корабль на волне ломается и уходит в воду. Многие капитаны стали покидать эти транспорты. У нас ботинки были у всех расшнурованы. Мало ли, что, переломится на волне". Из всех 2700 "Либерти" из-за поломок затонули около 50. Несмотря на то, что эти суда строились на 1-2 рейса, считалось, что их все равно потопят фашисты. Американцы тогда впервые освоили секционную сборку. Собирали пароход из нескольких частей. В среднем, строили за 26 дней. Рекорд - 111 часов 30 минут. А модель корабля типа "Либерти" появилась за 4 месяца. Как говорит ее создатель Анатолий Терехов, можно было бы и быстрее, но мастерская - не американские верфи: "Почему-то чертежей нигде не сохранилось. Незаслуженно забыт пароход. Они строились на 1 рейс, а проработали до 70-го года, некоторые и больше еще ходили".

Как сообщает ГТРК "Мурман", Анатолий Иванович создал модель транспорта "Александр Суворов". Одного из нескольких судов типа "Либерти", которые работали в Мурманском морском пароходстве. Кстати, не так давно, американцы, побывав в музее, огорчились, что среди его экспонатов нет модели "Либерти". Больше таких вопросов у иностранцев не возникнет. "Александр Суворов" пополнил экспозицию музея пароходства.