Метеорологическая обстановка в Керченском проливе, предшествующая и вызвавшая аварии судов 10-11 ноября и в последующие дни 12-13 ноября способствует распространению загрязнения от утечки 1300 тонн мазута из аварийного танкера "Волгонефть-139" из Керченского пролива в Азовское море. Об этом сегодня, 14 ноября, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

В связи с низкой температурой воды (порядка 10 градусов по шкале Цельсия) мазут находится в воде во взвешенном (комкообразном) состоянии. Точка застывания мазута также около 100С. При такой температуре мазут не образует плёнку на поверхности воды. Поэтому комочки мазута либо выбрасываются волнами на берег, либо прилипают к водорослям, либо оседают на дно. По этой причине обычно используемые при разливах нефтепродуктов боновые заграждения могут оказаться малоэффективны.

Мазут, пояснили в Росгидромете, в отличие от нефтепродуктов с содержанием лёгких фракций, малотоксичен. Он с трудом окисляется и долго разлагается в морской среде и в донных отложениях в случае его захоронения под песчаными или илистыми донными осадками. Что касается серы, попавшей в результате аварии в море, то, по имеющимся данным, она попала туда в упакованном виде. Элементная сера весьма инертное вещество и, предположительно, в ближайшее время не загрязнит или не отравит морскую среду. Сама по себе сера не токсична для морских организмов. Её окисление до сульфата процесс довольно долгий и только в переходное время проявляются низкотоксичные свойства промежуточного вещества - тиосульфатов.

Как подчеркнули в Росгидромете, аналогов подобной аварии не было, поэтому в настоящее время трудно сделать прогноз перехода огромных объёмов серы в несколько тысяч тонн в промежуточные продукты окисления и последствия этого процесса на структуру и функционирование планктонных (бактерии, фитопланктон, зоопланктон) и бентосных сообществ Азовского моря и прибрежной зоны Черного моря. В данном случае можно предположить минимальное воздействие серы на морские сообщества.

По результатам анализов проб воды, отобранных специалистами Росгидромета 13 ноября (до этого отбор проб был невозможен из-за штормовых условий), в прибрежной зоне косы Чушка на середине участка порт "Кавказ" - пос. Ильича содержание нефтепродуктов составило 2,50 мг/л (50 предельной допустимых концентраций для водных объектов рыбохозяйственного значения), что соответствует критерию экстремально высокого загрязнения. Маршрутное обследование косы Тузла, показало, что вся прибрежная ее часть со стороны Черного моря загрязнена мазутом. Ширина полосы загрязнения составляет до 10 метров на глубину до 20 -30 см. Часть мазута в виде комков находится в море, непосредственно у берега в прибойной зоне шириной до 20-30 м. Можно предположить, что в дальнейшем во время штормов мазут будет продолжать выбрасываться на берег. Во время шторма 12 ноября волны перехлестывали через косу, и часть мазута попала в Таманский залив и достигла косы Чушка.

Учитывая, что носовая часть танкера "Волгонефть -139" остается в море и направление ветра постоянно меняется, можно ожидать, что поступление нефтепродуктов на берег будет продолжаться как от танкера, так и в результате миграции уже находящихся в море пятен нефтепродуктов.

По прогнозу Росгидромета в этом районе днем 14 ноября сохранится относительно спокойная погода, без осадков. Ветер южный и юго-восточный 6-11 м/с, порывы до 14 м/с. Температура воздуха 6-11 градусов по шкале Цельсия. Высота волн 0,5-1 м. 15-16 ноября ожидается ухудшение погоды - преобладание облачной и ветреной погоды; местами дождь. Ветер восточный и юго-восточный 9-14 м/с с усилением до 19 м/с. Температура воздуха 10-14 градусов по шкале Цельсия. Высота волн 1,5-2,5 м.