Государственная дума РФ приняла 7 ноября 2007 года предложенный минувшим летом Владимиром Путиным законопроект о приостановлении Россией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). За законопроект проголосовали 418 депутатов. 13 ноября комитет Совета Федерации по обороне и безопасности на своем заседании единогласно принял решение рекомендовать верхней палате на пленарном заседании 16 ноября одобрить федеральный закон о приостановлении Россией действия ДОВСЕ. Возможные последствия данного решения для региональной и глобальной безопасности в интервью корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал 13 ноября 2007 года молдавский политолог, президент кишиневского Европейского института Виктор Дораш.

ИА REGNUM: Каковы возможные последствия приостановления Россией действия ДОВСЕ для глобальной и региональной безопасности?

Мораторий является необходимым моментом сдерживания и установления нового баланса сил, после того как расширение НАТО привело к нарушению этого баланса не в пользу России. Теперь Россия получит возможность предпринять необходимые действия на тот случай, если НАТО не пойдет на достижение необходимых договоренностей. Так как со стороны Запада не видно встречных шагов и Запад продолжает настаивать на выводе войск из ПМР, стремление России прийти к новому балансу увеличит на первых порах напряжение в регионе. Однако в конечном итоге усиление присутствия России приведет к укреплению региональной безопасности. Исторический опыт показывает, что вытеснение России из того или иного региона приводит не к стабилизации, а дестабилизации в регионе. В этом смысле стремление России восстановить баланс ситуации, в том числе и в данном регионе, необходимо только приветствовать.

ИА REGNUM: Повлияет ли данное решение Москвы на отношения Молдавии, с одной стороны, с Россией, с другой - с НАТО?

Безусловно, повлияет. Молдавия четко заявила - она увязывает ратификацию с выводом войск. Хотя, как известно, в регионе войск как таковых нет. Есть охрана складов и миротворческий контингент. Следовательно, Молдавия настаивает не на выводе войск, а на полном прекращении военного присутствия России в регионе и вообще на вытеснение России из региона. То есть в данном случае Молдавия, хочет она того или нет, выступает с антироссийской позиции. Это объективно сближает ее с НАТО и отдаляет от России.

ИА REGNUM: Готова ли Молдавия к реальному, а не на словах, принятию мер по снижению милитаризации региона?

Полагаю, что нет. Предлагая демилитаризацию, официальный Кишинев ничего не сказал о том, как будет восполнен возникший вакуум безопасности. До сих пор безопасность обеспечивалась военной инфраструктурой. Снижение милитаризации как в Молдавии, так и в ПМР предполагает, что эта военная инфраструктура будет чем-то замещена. То есть - другой. Какой? Ведь тот же Кишинев настаивает на полном выводе всей военной инфраструктуры России из Молдавии и, значит, из региона как условии ратификации ДОВСЕ. Встанет вопрос, кто будет обеспечивать безопасность Молдавии и региона. Молдавия демилитаризируется, Россия прекращает свое присутствие, тогда кто? Ответ напрашивается сам собою: НАТО. Однако замещение России Североатлантическим альянсом - это не снижение милитаризации, а другая форма милитаризации. Единственный вариант, при котором возможно совместить уход России из региона и реальное снижение милитаризации, это переход от декларативного нейтрального статуса республики к реальному. Но такой статус предполагает гарантии этому статусу в первую очередь со стороны России. Гарантии, в том числе, и военной безопасности. Однако эти гарантии не могут быть даны, пока не будет решен приднестровский вопрос. Решение этого вопроса предполагает адекватное решение вопроса о миротворцах. В данном вопросе Молдавия занимает не реалистическую позицию.

ИА REGNUM: Уместны и разумны ли в этих условиях требования Кишинева о выводе российских миротворцев из ПМР в качестве условия для ратификации Молдавией ДОВСЕ?

Не разумны. Так как адекватной замены российским миротворцам нет. Миротворческий контингент должен удовлетворять двум условиям. Он должен устраивать обе стороны. Он должен быть эффективен в выполнении своей функции. Российский контингент соответствует этим условиям. Все остальные возможные, из тех которые мы можем себе представить, - нет. Тогда зачем же предлагать заведомо нереальное? Это ведет к уменьшению доверия сторон, так как другая сторона воспринимает подобного рода предложения как подвох, за которым скрыто иное, либо как форму давления. Нетрудно предположить, что вывод российских миротворцев будет предполагать, что вместо них будут либо войска НАТО, либо военный контингент страны, находящейся под влиянием НАТО.