Самарская область. На областной августовской конференции работников образования были подведены итоги модернизации системы образования в Самарской области.

Самара, 20 августа 2001, 10:00 — REGNUM  16 августа в г. Тольятти состоялась областная августовская конференция работников образования, организованная департаментом науки и образования администрации Самарской области. В состав президиума вошли - Губернатор Самарской области Константин Титов, руководитель департамента науки и образования Администрации области Ефим Коган, заместитель председателя совета ректоров вузов области Всеволод Шабанов, первый заместитель мэра г. Тольятти Николай Ренц, председатель обкома профсоюзов народного образования и науки Антонина Васильевна Гудкова. В обсуждении проблем образования также приняли участие - президент Торгово-промышленной палаты г. Тольятти Владимир Жуков и глава администрации Богатовского района Николай Домке. На конференции присутствовали главы муниципальных администраций области, руководители органов управления образованием и методических служб, руководители учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования области.

В ходе конференции были подведены итоги модернизации системы образования и определены задачи на новый учебный год.

Развитие системы образования в регионе задается целевыми программами - "Сельская малокомплектная школа", "Школьный автобус", "Воспитание в системе образования", "Компьютеризация сельской школы", "Структурная реорганизация регионального образования" и др. Ряд программ реализуется совместно с зарубежными фондами и организациями - Мировым банком реконструкции и развития, Институтом "Открытое общество", Британским Советом, Французским Альянсом.

В регионе сложилась четкая схема разделения полномочий и ответственности в сфере образования - субъект федерации отвечает за качество образования и финансирует затраты на образовательный процесс, муниципалитет как собственник отвечает за функционирование зданий и сооружений и финансирует связанные с этим расходы, а также собственные программы в сфере образования. Граждане финансируют дополнительные образовательные услуги. В этой схеме четко видны функции и бюджеты всех уровней.

Ежегодный мониторинг в системе образования показал следующее: средней региональный уровень обученности впервые в этом году превышает значение аттестационной нормы. Это означает, что в регионе аттестационная норма может быть несколько выше. По уровню обученности школьники сельских школ приближаются к городским. Из сельских районов наиболее высокий уровень знаний имеют школьники Богатовского, Пестравского, Елховского, Хворостянского, Шанталинского районов.

В ходе конференции уделялось особое внимание проблемам высшей школы. По словам Е. Когана, в настоящее время учреждения среднего и специального образования не конкурентоспособны на рынке услуг. Выход один - войти в структуру вузов, получить их патронаж и качество подготовки. Как отметил в своем выступлении В. Шабанов, в настоящее время идет процесс регионализации образования. Предлагается сформировать в малых городах губернии колледжи с двумя уровнями образования путем объединения и реорганизации учреждений среднего и начального профессионального образования. На этой базе организовать первую ступень высшего образования, 2-годичный цикл, после которого студенты распределяются по вузам. Сейчас такая система отрабатывается в г. Похвистнево. Важно также отметить, что вышло постановление правительства о создании в г. Тольятти государственного университета. Основу университета составят два вуза - педагогический и политехнический.

Одним из важнейших вопросов реформы является социальный статус педагога. По подсчетам специалистов, в настоящее время сохраняется тенденция старения педагогических кадров. 21% учителей, 13% воспитателей, 39% педагогов дополнительного образования имеют пенсионный и предпенсионный возраст. Происходит уменьшение численности работников системы образования. За последние 2 года учреждения общего и начального образования покинуло около 10 тысяч человек. Из системы образования уходят молодые кадры. В результате, крайне необходимо решать вопросы не только заработной платы, но и пенсионного обеспечения, освобождения педагогов от службы в армии, обеспечения преподавателей жильем. По словам К.А. Титова, "учитель, обеспеченный материально, всегда принесет больше пользы, чем тот, который постоянно вынужден бороться за свою заработную плату". По мнению Губернатора, заработная плата педагогов должна составлять не меньше трех прожиточных минимумов. Бюджетом Самарской области для преподавателей, особенно в сельской местности, предусматривается строительство жилья с нулевой процентной ставкой, а для педагогов с определенным рабочим стажем возможно и погашение этой ссуды за счет бюджета области.

Решением губернатора в Самарской области началась реализация программы оптимизации сети образовательных учреждений региона. Итогом программы должны быть 19 вновь введенных малокомплектных школ как социальных образовательных центров, 132 образовательных центра в сельской местности, оснащенных современными техническими ресурсами. Эта система образования будет действовать в иной схеме управления. В рамках программы вводится государственное управление образованием, которое в Самарской области будет создано на основе образовательных округов. Этим, по словам Е. Когана, будут завершены организационно-финансовые изменения в деятельности системы. Она примет государственно-муниципальный статус с четким разделением компетенций между всеми уровнями управления.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail