В этом году на территории Югры начала действовать новая экзаменационная система. Она стала предметом споров не только в среде выпускников и их родителей, но и педагогов. Способен ли единый государственный экзамен обеспечить качество образования и увеличит ли будущему абитуриенту шансы на поступление? Эти вопросы обсуждали представители окружного департамента образования и науки совместно с педагогами управлений образования и ректорами вузов на выездной коллегии, которая прошла в поселке Излучинск Нижневартовского района.

Мнения педагогов по этим вопросам разошлись. Одни стали ярыми сторонниками эксперимента: их доводы звучали убедительно. Отмечалось, что благодаря переходу к новым стандартам значительно упрощается вся экзаменационная система в целом. При этом облегчается труд преподавателей, уменьшается нагрузка на выпускников, обеспечивается объективность при оценке знаний. Все результаты обрабатывает компьютер, а окончательные результаты становятся известны лишь сотрудникам министерства образования. Важно и то, что абитуриенту не придется выезжать для сдачи вступительных экзаменов в другой город, можно просто послать свои документы, причем сразу в несколько высших учебных заведений страны. Не исключено, что поступающему придут предложения из нескольких вузов, и тогда у него появится право самостоятельно решить, где продолжить обучение.

Другая часть педагогов не верит, что введение единого экзамена улучшит качество образования в регионе. Так, например, ректор СурГУ Георгий Назин утверждает, что новый подход станет выгодным лишь для столичных вузов, на местном же уровне положительного эффекта не достигнуть. Более того, будущим абитуриентам до сих пор не известен порядок поступления во многие высшие учебные заведения. Это затруднит выбор вуза и подготовку к экзаменам. Специалисты департамента образования округа призывали ректоров вузов поскорее определиться в этом вопросе.

Сторонники традиционного подхода к образованию опасаются, что часть учеников вообще не сдадут экзамен: скажутся издержки образования. Кроме того, правила проведения ЕГЭ эта часть педагогов оценила как крайне жесткие. Все учебные заведения (и средние, и высшие) будут работать по единой системе: экзамен пройдет в один день на всех территориях, а знания оценят в Москве по 100-балльной шкале. Для того, чтобы получить хороший результат, выпускнику необходимо правильно выполнить 75% всей работы. При заполнении анкеты существует целый ряд тонкостей. Поэтому в школах автономии неоднократно проводилось пробное тестирование. Но вопросы все равно остаются. Чтобы помочь местным педагогам в организации единого экзамена, в рамках коллегии был проведен обучающий семинар. После этого работники образования ХМАО выразили надежду, что опыт коллег из других уголков страны поможет им избежать крупных ошибок. Впрочем, на заседании отметили, что финансовые возможности Югры избавляют регион от многих проблем и проволочек в подготовке учебных заведений к ЕГЭ.