Обзор крымских СМИ за 5-11 ноября

Власти Крыма одни общественные организации преследуют, другим - берут под козырек

Крымские татары сбежали с Ай-Петри лесными тропами

В Крыму на городских улицах начинают сносить могильные памятники "пацанам"

Крымские собаки на ночь убегают в леса

СБУ знало номер ячейки вокзальной камеры хранения, где лежала бомба для взрыва Севастополя

Ряд крымских СМИ никогда не остается в стороне от российских событий. Таким событием, отраженным некоторыми газетами на минувшей неделе, стал День русского единства. А у некоторых севастопольских журналистов была двойная причина, чтобы обратиться к этому дню. Вторая причина - власти Севастополя не позволили 4 ноября пророссийским организациям провести на улице "русский марш". Православное издание "Русичи" (№ 20, 23 октября -12 ноября), издаваемое по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, напоминает, что 4 ноября 1612 года кончилось на Руси время польских шляхтичей и литовских князей, кончилось время 14-летней Смуты, в чем великий вклад Патриарха Гермогена... Газета ставит риторические вопросы, зная ответ: "Почему нынешние российские и украинские власти так боятся дня русского единства и делают этому великому празднику черный пиар, давая информацию в СМИ о том, что это праздник фашистов-"скинхедов"? Неужели им не стыдно перед теми тысячами мирян, священников и патриархом Гермогеном, которые жизни свои положили за освобождение нашей Руси от иностранцев? Или среди нашей власти нет русских людей, которые гордятся своей великой историей?"

Обращаясь к теме запрета "русского марша" в Симферополе, другая газета - "Крымское время" (№ 124, 6 ноября) - смеется над аргументацией запретительной формулировки властей: марш "... может создать реальную опасность беспорядков и преступлений, угрозу здоровью населения, а также правам и свободам других людей". Газета проводит аналогию: "Когда "другие люди" (под руководством незарегистрированной организации) устраивают в крымской столице многотысячные акции с выкрикиванием угроз и перекрытием движения, местные власти берут под козырек. Когда другие "другие люди", которым не нравятся "жиды и москали", маршируют в центре Симферополя - их охраняют и берегут как носителей "государственной идеологии".

Над прямолинейными преследованиями общественных организаций в Крыму иронизирует и еженедельник "Первая крымская" (№ 43, 9-15 ноября): "Наше доблестное СБУ решило пострелять по "евразийским" воробьям. На днях это ведомство оповестило, что пацанва из ЕСМ собиралась совершить в Севастополе теракт. В ячейке камеры хранения симферопольского ж/д вокзала спецы якобы нашли "взрывное устройство, а также документы, которые содержали указания об организации провокаций, которые должны были привести к массовым беспорядкам". Жуть какая! Но все-таки интересно, как СБУ догадалось, где искать бомбу?"

Но на Украине и в Крыму преследуются не только общественные организации. В Киеве, как известно, взят курс на преследование некоторого исторического наследства. Так, в Крым спущена, как говорят крымчане, "указивка" об инвентаризации советских памятников и названий улиц. Для их сноса. По этому поводу выступила газета "Крымское время" (№ 125, 8 ноября): "... давайте тогда будем последовательными. Давайте откажемся от всего коммунистического, доставшегося нам в наследство. Уберем с карты не только "названия, связанные с коммунистическим прошлым", а также заводы и фабрики, дороги и дома, вокзалы и аэропорты, театры и библиотеки, школы и вузы, и так далее и тому подобное. Что там еще "кляти коммуняки" понастроили? А, вот, уберем с карты каскад ГЭС на Днепре и все другие электростанции. Будем сидеть при свечах и ругать коммунистов. Шахты тоже уберем, отрежем газопроводы. Греться будем, отплясывая гопака. А вареники и борщ будем готовить на костре".

К характеристике и перспективам новоизбранной власти обратился в газете "Коммунист Крыма" (№ 45, 7 ноября) лидер крымских коммунистов Леонид Грач: "Какая бы ни возникла коалиция в новой Верховной раде, - "широкая" или "оранжевая", - социально-экономический курс и внешнеполитические ориентиры этих политических сил в основных чертах будут совпадать: они не будут связаны ни со стремлением народа к восстановлению социальной справедливости и созданию развитой системы социальных гарантий, ни с его желанием установить отношения стратегического партнерства с Россией, Белоруссией и Казахстаном".

А участники всекрымских сборов председателей первичных организаций Федерации независимых профсоюзов "очень ярко продемонстрировали" свое единогласие в оценке результатов правления нынешних властей, "проголосовав за резолюцию, в которой содержится протест против нарушения социально-экономических прав трудящихся", сообщает газета "Крымская газета" (№ 205, 9 ноября). Профсоюз поддержал обращение к президенту Украины, Кабинету министров, руководителям местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, всеукраинских организаций товаропроизводителей, политических партий, принятое 17 октября президиумом Федерации профессиональных союзов Украины в связи с повышением цен на потребительском рынке.

Но, вероятно, самыми "горячими" и читаемыми публикациями на минувшей неделе были репортажи с плато на горе Ай-Петри, где силовым путем происходил по решению суда снос самостроев - общепитовских "шалманов", принадлежащих крымско-татарским коммерсантам. Каждая газета привнесла в общую картину какую-нибудь деталь, ускользнувшую от объективов телекамер или взгляда журналистов. Например, главный милиционер Крыма Анатолий Могилев на пресс-конференции заявил, что его подчиненные на плато действовали адекватно ситуации. "Это же были не мирные граждане. У них были заготовлены баллоны с газом, бутылки с зажигательной смесью. К чему бы это привело? Что же касается пострадавших, то они сами виноваты, не надо было оказывать сопротивление работникам милиции" ("Первая крымская" (№ 43, 9/15 ноября). "Крымское время" (№ 125, 8 ноября) рассказывает об активности при сопротивлении милиции на Ай-Петри лидера Бахчисарайского меджлиса Ахтема Чийгоза ( "тот самый, что брал у татар деньги за заповедную землю"). "Сначала он угрожал заместителю начальника ялтинской милиции. Потом пытался запугать бульдозериста: "Ты будешь отвечать за всех! Давай, давай, дави, бл...ь! Мы отсюда не уйдем, до смерти будем стоять!" Чийгоз, пишет газета, приказал татарам ложиться под ковш работающего бульдозера, "сам при этом предусмотрительно остался стоять за спинами кинувшихся исполнять его приказание". Крымские татары, защищающие незаконную коммерцию в заповеднике, "брали в руки булыжники, палки с набитыми гвоздями и с криками "Аллах Акбар" бросались на милицию". Есть в этой газете и еще одно замечание: "Ядро боевиков из 25 человек принимает участие во всех беспорядках, организованных меджлисом в Крыму. Спецназовцы их уже знают в лицо и по фамилиям. Они готовы взорвать себя и убить десятки людей. Человеческая жизнь для них - пустой звук. Неделю назад эти же боевики провоцировали стычку на улице Балаклавской в Симферополе". Однако когда милиция обратила их к закону, "через пару минут два десятка беспредельщиков лежат на земле в общей куче лицом вниз. Слышны стоны и мольба о пощаде".

Свою подробность внес в эту картину крымско-татарский еженедельник "Голос Крыма" (№ 46, 9 ноября), приведя якобы свидетельство неназванного очевидца: "Около 40 крымских татар жестоко избили, большинство в бессознательном состоянии, всех погрузили в "воронки" и увезли в отделения милиции Алупки и Ливадии. Некоторые из них тяжело ранены, с переломами ребер, рук, ног, с тяжелыми сотрясениями мозга. Экскаваторы и тракторы начали все рушить и ровнять. Потом я уже ничего не видел, я был внизу, в лесу. Там место обрывистое, мы знали тропы, нам, нескольким, удалось по ним уйти".

Тему экономики затронула репортерским взглядом газета "Крымское время" (№ 126, 10 ноября). Она пишет, что в советские времена госплемзавод "Славное" в Раздольненском районе гремел на всю страну и был известен за ее пределами. Здесь были конезавод, огромные стада крупного рогатого скота, редкие породы овец. "Все изменилось с той поры, и не в лучшую сторону, - пишет автор. - Несколько часов пути от Симферополя мимо зачастую пустых полей по дороге, где редко-редко встретишь еще какой-нибудь автомобиль, через "убитый" поселок Нива - бывший совхоз "Путь Коммуны", - и вот оно, Славное". От бывшей славы у поселка, судя по публикации, ничего не осталось.

О кладбищах пишут две газеты. "Крымская газета" (№ 204, 7 ноября) сообщила, что у Ялты, наконец, после мытарств горожан, появилось новое кладбище, на что отвели 14 гектаров совхоза "Гурзуф". Депутаты рассчитывают, что этого хватит на 15 лет. В кладбища стихийно превратились придорожные веси Крыма из-за того, что "новые крутые" ставят могильные памятники на месте гибели разборок, автоаварий, в которых погибли "пацаны". Евпатория, как сообщает еженедельник "Обозрение" (№ 40, 9-16 ноября), первая решила избавиться от кладбищ на дорогах и улицах - Евпаторийский исполком принял такое решение.

В Крыму жилые пятиэтажки стали опасно рушиться, сообщает газета "Слава Севастополя" (№ 206, 6 ноября). В городе в службу спасения обратился житель дома по пр. Гагарина,17-А. Возвращаясь домой, он обнаружил, что лестничный марш первого этажа "ушел вниз". На счастье, при обвале лестничного марша "погибших и пострадавших нет".

О случае киднэппинга в автономии сообщил еженедельник "Крымский обозреватель" (№ 45, 6 ноября). Прокуратура Черноморского района Крыма расследует уголовное дело. Житель района похитил девочку и неделю удерживал ее в пещере неподалеку от села Калиновка. Злоумышленник требовал от матери ребенка деньги и драгоценности.

В Симферополе собак решили уничтожать в дневное время, сообщает еженедельник "Новости" (№ 43, 9 ноября). Начальник управления городского хозяйства Симферопольского горсовета Юрий Тимонов считает неэффективной работу бригад по отлову бездомных животных в городе по ночам. По его словам, в последнее время бездомные собаки начали в ночной период прятаться за пределами города, очевидно поняв, что именно ночью их подстерегает опасность быть пойманными. "Собаки адаптировались к этому и ночью уходят из города, например в леса, а к утру появляются на рынках и в других общественных местах", - рассказал Тимонов.