Армянский парламентарий: ШОС создан в ответ на гегемонистские устремления США

Ереван, 2 ноября 2007, 21:03 — REGNUM  Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) изначально являлась и продолжает быть серьезным геоэкономическим, геополитическим и геокультурным проектом, укладывающимся в логику развития мировой политики. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил депутат парламента Армении, член Республиканской партии Армен Ашотян, комментируя перспективы развития ШОС.

По его словам, важно понимать, что любое действие рождает противодействие и распад биполярной системы не мог не привести к ответу со стороны других центров мировой политики - в результате была создна ШОС, призванная противостоять гегемонистским устремлениям США. Тем не менее, по мнению Ашотяна, ШОС это транзитный мегапроект, который со временем будет способствовать превращению Китая во второй центр мировой политики. "То есть, ШОС - это самый лучший формат, который поможет мягкому транзиту от формирующегося многополярного мира к очередному этапу человеческой истории - биполярной модели", - отметил он. Естественно, продолжил армянский депутат, что наибольшие шансы на роль второго мирового центра имеет Китай, окруживший себя благодаря ШОС большим рынком и пытающийся обезопасить себя с суши с военной точки зрения, и поскольку сухопутные границы Китая очень протяженные, ему важно иметь хорошие, желательно коалиционные отношения с соседями.

"Китай получает возможность большего доступа к российским и среднеазиатским энергоносителям, а это дает ему очевидные преимущества. Однако ресурсы роста имеют тенденцию к исчерпыванию. Поэтому ШОС - это хорошая пилотная конструкция для того, чтобы совмещать интересы других стран, в том числе и России, а с другой стороны медленно, но верно идти к тому, чтобы Китай стал доминирующим не только в ШОС, но и стал вторым полюсом мировой политики", - отметил он. Вместе с тем Ашотян указал и на проблемы, существующие в организации и первая из них - это сохраняющиеся серьезные внутренние противоречия между странами организации, в первую очередь, между претендующими на роль лидеров ШОС Россией и Китаем. "Вторая проблема - это все-таки еще пока не уменьшающееся американское влияние в среднеазиатском регионе и американские проекты с Индией, которая имеет статус наблюдателя в ШОС", - отметил он. Третьей проблемой, по мнению депутата, являются контрмеры, предпринимаемые США по недопущению становления этого альянса. "Все те стратегии, которые будут разработаны организацией, по всей видимости, будут наталкиваться на стойкое противодействие со стороны США. Плюс ко всему, пока нет признаков лояльности к ШОС со стороны Японии. Япония, наряду с Тайванем может оказаться той ложкой дегтя, в планах ШОС, которую периодически будут подмешивать США", - отметил он. В качестве других проблем Ашотян отметил неспокойный Афганистан, вполне удобоваримую Монголию, непредсказуемую ситуацию в Пакистане с его низким уровнем социального развития, с демографической перенаселенностью и с ядерным потенциалом. "Что касается планов Ирана по вступлению в ШОС, то их пока нельзя считать удачными", - считает он. "Иран это очередная проблемная страна в структуре, которая сама находится на стадии развития. И дополнительный компонент со своими проблемами может помешать реализации тех планов, которые стояли перед стратегией этой организации. Иран не будет принят до тех пор, пока не спадет напряженность вокруг ядерной программы этой страны и пока полноправные члены ШОС не интегрируются настолько, чтобы свободно принимать и переваривать новых членов", - подчеркнул Ашотян.

Вместе с тем депутат отметил, что в случае принятия Ирана в ШОС, Армения имела бы общую границу с ШОС, что меняло бы геополитическую конструкцию в регионе. "На первый взгляд, из интересов Армении исходит перенаправление среднеазиатских энергетических ресурсов не в сторону Европы по южнокавказскому коридору, а в сторону Китая. Любой транзит среднеазиатских энергоносителей по южнокавказскому коридору, будет увеличивать роль Азербайджана, с учетом того, что через 15 - 20 лет он исчерпает собственные ресурсы и будет вынужден искать альтернативу сырьевой модели развития", - заметил он, добавив, что этой новой моделью может быть транзитная. "С этой позиции нам выгодны те проекты, которые ведут к транспортировке энергоносителей на Восток, а не на Запад", - отметил он.

Между тем Ашотян слабо верит в перспективы трансформации ШОС по модели ЕС. "Это цивилизационно разные страны, и ШОС имеет лишь перспективы трансформироваться в новый геополитический центр во главе с Китаем. Шанхайская организация - это транзитная форма формирования Китая как второго полюса", - заметил он. Вместе с тем, по мнению Ашотяна, альянс, основанный на экономических и политических интересах, обязательно должен обрастать и другими проектами. "Для придания ШОС полноценной конструкции необходимы и инициативы, связанные с развитием культурных связей, молодежи, цивилизационного диалога", - отметил он. Резюмируя деятельность ШОС, Армен Ашотян заметил, что организация поставила перед собой довольно амбициозные задачи, в частности связанные с проектом создания энергетического клуба. По его мнению, работа над реализацией положений этого проекта займет не один год, учитывая тот факт, что российско-китайские интересы совпадают в плане ограничения влияния США, но не совпадают по другим проблемам мировой политики.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.