1 ноября 34-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО единогласно приняла резолюцию о "Чествовании памяти жертв Голодомора в Украине". В тексте резолюции Генеральная конференция ЮНЕСКО отметила память погибших и выразила соболезнование жертвам Голодомора 1932-33 годов на Украине, а также жертвам голода, который имел место в России, Казахстане и других частях бывшего СССР. В то же время, эта международная организация не квалифицировала голодомор на Украине как акт геноцида против народа.

В интервью корреспонденту ИА REGNUM доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политической аналитики и прогнозирования Академии управления при президенте Украины Сергей Телешун анализирует это решение ЮНЕСКО и прогнозирует дальнейшее развитие темы "голодомора как геноцида":

ИА REGNUM: Какие именно факторы повлияли на принятие как раз такого решения ЮНЕСКО?.

На решение, принятое ЮНЕСКО по поводу Голодомора, имеют влияние несколько факторов. Это в первую очередь геополитические проблемы; вопросы газовой зависимости Европы от поставок из России; элемент игры на антиамериканских настроениях, потому что США, Канада и Латинская Америка достаточно активно поддерживают признание Голодомора актом геноцида против украинского народа и другие. По моему мнению, в таком решении этой международной организации основную роль сыграла политкорректность. Но я бы на это решение ЮНЕСКО посмотрел через призму того, что вообще нету оценки политическому режиму, который господствовал в те времена в Советском Союзе.

ИА REGNUM: Что вы имеете в виду?

Как известно, с 1991-го года Россия является правопреемницей СССР. И если осуждать советский режим как тоталитарный, режим диктатуры, то естественно Россия тогда берет на себя ответственность за Голодомор не только как за политическое явление, но и финансово-экономическое. Создается прецедент, что все, кто пострадал, должны естественно получить не только моральную компенсацию, но и получают право требовать от России денежной компенсации.

Ведь если мы берем нацизм, который был осужден Нюрнбергским процессом, то за его последствия перед остарбайтерами, военнопленными, репрессированными до сих пор расплачиваются Германия, Австрия и ее сателлиты. В отношении тоталитарного режима, который был в Советском Союзе, не было проведено мирового процесса. Можно на уровне публицистических оценок осуждать его. Как человек, я могу его осуждать, но как юрист должен сказать, что де-факто процесса не было.

ИА REGNUM: Какой же, по вашему мнению, должна быть позиция России в вопросе Голодомора?

Россия взяла на себя все грехи: исторические и личностные. Но могла бы сыграть несколько по-другому, призвав к оценке именно того государственного строя, той политической идеологии, которая в тот период господствовала в стране и принесла огромную трагедию не только украинскому народу. Я смотрел специальные архивы по Голодомору и могу утверждать, что это была целенаправленная политика. Это был не просто голод, а голодомор, направленный против повстанческого и кулаческого движения на Украине. Эти движения были характерны не только для Поволжья и Сибири, но, прежде всего для Украины, где были сконцентрированы массы, которые не воспринимали советскую власть. Естественно основной удар был направлен против классового врага советской власти на Украине - кулачества.

ИА REGNUM: Присутствовал ли здесь этнический аспект?

Наверное, он был в меньшей степени, чем классовый, но присутствовал. Если посмотреть заявления советских партийных деятелей того периода - Павла Постышева, Михаила Чубарева и других то, они четко высказывались на тему голодомора в смысле, что "голод - это оружие борьбы пролетариата", И здесь комментарии излишни.

А что касается решения ЮНЕСКО, то эта организация попыталась политкоректно с одной стороны не ударить по России, а с другой - сыграть хорошую мину в отношении Украины и ее североатлантического партнера. Но сам вопрос признания Голодомора геноцидом возникать будет. Потому что генетическая память голода достаточно сильна на Украине. И этот вопрос будет политизироваться еще как минимум 20-30 лет. Здесь важно отметить такой момент, что в те времена голода в городах или не было или он был значительно меньше, чем в селах. Голодомор свирепствовал в украинских селах, которые всегда были опорой украинства. Города на Украине были более русифицированы, и украинская интеллигенция в основном происходила из села, где было сильно кулачество, повстанческое движение, атаманщина. Потому голодомор в политическом смысле был достаточно своевременно продуманным шагом советской власти.