В Москве сохраняют надежду, что здравый смысл все же восторжествует, и Грузия и Южная Осетия смогут уже в скором времени вернуться за стол переговоров в формате СКК. Заявил официальный представитель МИД России Михаил Камынин по итогам заседания Смешанной контрольной комиссии в зоне грузино-осетинского конфликта 23-24 октября в Тбилиси.

По его словам, исход заседания достоин сожаления. "То, что настойчивые усилия России и ОБСЕ, сделавшие возможным проведение пленарного заседания СКК в Тбилиси, были потрачены впустую - это полбеды. Что действительно удручает, так это вероятность нового длительного перерыва в переговорном процессе. Более того, напрашивается тревожный вывод, что запланированное безрезультатное завершение заседания, последовавшая за этим уничижительная оценка формата СКК и посреднической роли России потребовались как повод для принятия односторонних решений вразрез с заверениями относительно приверженности исключительно мирному пути урегулирования. А это чревато самыми опасными последствиями", - отметил Камынин.

"23-24 октября была предпринята попытка провести в Тбилиси пленарное заседание СКК, которая не увенчалась успехом. Отсутствие результата - тоже результат, дающий пищу для размышлений. За прошедшую неделю мы имели возможность проанализировать причины неудачи этой долгожданной и очень важной встречи", - заявил Камынин. Он отметил важность того, что вследствие долговременного отсутствия взаимных политических контактов представители Тбилиси и Цхинвали отвыкли от нормального общения, фактически утратили способность слушать и слышать друг друга. К тому же грузинская и югоосетинская делегации предпочли выступать с таких позиций, которые не могли не вызвать неприятие другой стороны.

По итогам проходивших при российском посредничестве предварительных консультаций удалось прийти к общему пониманию необходимости сконцентрироваться на накопившихся текущих проблемах, дестабилизирующих ситуацию в зоне конфликта и требующих срочного решения. Их урегулирование позволило бы создать благоприятные условия для обсуждения в последующем вопросов принципиального характера. К сожалению, ограничить дискуссию заблаговременно согласованными рамками не удалось, отметил он.

Несмотря на острые разногласия, стороны были близки к принятию согласованного итогового документа, в котором отмечалось бы значение состоявшегося заседания в качестве стимула к развитию переговорного процесса, а также подчеркивалось стремление к дальнейшей работе в формате СКК. В нем также фиксировались бы некоторые конкретные направления взаимодействия на ближайшую перспективу, отметил Камынин.

Однако в последний момент грузинская сторона включила в проект фразу, предполагающую возможность контактов Цхинвали с так называемой "временной администрацией" Дмитрия Санакоева и тем самым заведомо неприемлемую для югоосетинской стороны. Все наши попытки при активном содействии коллег из ОБСЕ и Еврокомиссии предложить более сбалансированные формулировки были тщетны - грузинские партнеры наотрез отказались вносить даже малейшие поправки в свой текст. В результате итоговое заявление так и не было подписано.

И все же можно было бы завершить заседание на позитивной ноте, если бы все партнеры приняли наше предложение согласованно выступить с оценками важности прошедшего заседания и констатацией нацеленности на дальнейшую работу. Такой шаг был бы вполне логичным и уместным. Но вместо этого грузинская сторона поспешила официально заявить, что отсутствие договоренностей подтвердило нежизнеспособность СКК и что Россия как посредник "оказалась не на высоте". Подобный поворот дела можно было бы оставить на совести грузинских партнеров, сделавших свой выбор. Однако слишком многое указывает на то, что это иррациональное решение было принято в Тбилиси заранее, а грузинская делегация действовала на заседании в соответствии с изначально "спущенной" ей директивой.