На заседании Московской городской Думы 31 октября отклонен проект закона "О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года №56 "Об организации местного самоуправления", внесенный фракцией "Яблоко - Объединенные демократы".

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, руководитель фракции Сергей Митрохин отметил, что документом предлагается отнести к вопросам местного самоуправления "согласование планов и программ развития муниципального образования в соответствии с Генеральным планом развития Москвы, градостроительными планами развития территориальных единиц Москвы, решений о развитии застроенной территории, проектов решений о строительстве и реконструкции градостроительных объектов, действие которых распространяется на территорию соответствующего муниципального образования, иной градостроительной документации города. Таким образом, по мнению Сергея Митрохина, предлагается механизм, который позволяет избежать конфликтов при реализации градостроительных решений.

В 2006 году вступила в силу новая редакция базового закона о развитии местного самоуправления в городе, исключившая вопросы согласования в области градостроения из полномочий местной власти, напомнил депутат. По его словам, это изменение было непродуманным, так как исключение из числа вопросов местного значения принятие планов и программ развития конкретных территорий, отстранение избранных народом муниципальных депутатов от участия в решении этих вопросов привело к эскалации градостроительных конфликтов в городе. В настоящее время это право существует в ряде градостроительных законов, но с принятием Градостроительного кодекса Москвы эти отраслевые законы будут отменены. В то же время, отметил Сергей Митрохин, во внесенном в Думу проекте Градостроительного кодекса такое право органов местного самоуправления отсутствует. В то время как вопрос о том, что строится поблизости от места проживания людей, должен быть на первом месте для депутатов, избранных населением, они полностью отстраняются от участия в решении вопросов, касающихся градостроительных планов на своих территориях, заключил Митрохин и предложил исправить это несоответствие.

Предложение о расширении круга вопросов местного значения поддержал депутат Сергей Никитин, подчеркнув, что власть обязана учитывать мнения горожан, а местные депутаты, выражающие и отстаивающие их интересы, должны иметь право конкретного влияния на решения исполнительной власти.

Противники законопроекта отметили отсутствии в органах местного самоуправления специалистов, которые принимали бы компетентные решения. Работа общественности, по их словам, как правило, не имеет никаких правовых последствий. Также депутаты указывали на противоречия документа федеральному законодательству и Уставу города, напоминали о необходимости сохранять единство городского хозяйства.

Председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заметил, что в централизованно организованных городах, таких, как Москва, обычно есть единый городской совет, который принимает все решения - он и является органом местного самоуправления. При этом он добавил, что в районах создано местное самоуправление, которое будет постепенно наполняться важными, свойственными низовому уровню власти функциями. По его мнению, власти города не отказываются от разумной децентрализации в вопросах, которые касаются культуры, досуга, социального обеспечения и многих других. Но это не распространяется на вопросы строительства, инженерной инфраструктуры, единой транспортной системы, единой системы связи, вопросы создания объектов культуры столичного значения. Он заявил о недопустимости передачи права вето на градостроительные решения местному самоуправлению в едином городском хозяйстве. По итогам голосования законопроект был отклонен в первом чтении.