"В настоящее время наша компания обслуживает два транзитных направления: Тегеран-Ереван-Москва и Новосибирск-Ереван-Стамбул. В будущем мы планируем наладить транзитный маршрут из стран Средней Азии в Европу. Кроме того, мы пользуемся ресурсами нашего стратегического партнера - российской авиакомпании "Сибирь". Это выдержка из беседы с генеральным директором компании "Армавиа" Андреем Никитиным 2004 года.

Осенью 2004 года налоговые органы Армении предъявили компании "Армавиа" финансовые претензии на общую сумму 6 миллионов долларов. Претензии налоговиков руководство "Армавиа" планировало оспорить в суде. В частности, акты были составлены по факту якобы просрочки лицензии, искусственного завышения расходов для вычета их из валового дохода и сокрытия прибыли. До суда дело не дошло. Налоговые претензии государства к "Армавиа" исчезли так же неожиданно, как и появились. Ни одна сторона никак не прокомментировала ситуацию, в которой удалось развязать узел фискальных противоречий.

Спустя некоторое время руководство российской авиакомпании "Сибирь", которой принадлежали 68% акций "Армавиа", уступило свою долю в компании другому акционеру - компании "Мика Армения трейдинг" (владелец - Михаил Багдасаров). Но 6 миллионов штрафа госбюджет не получил, поскольку, по словам Багдасарова, нанятые им высококвалифицированные юристы доказали безосновательность претензий Госналоговой службы.

Очевидно, что принять решение о переуступке доли "Сибирь" приняла не без посторонней помощи, поскольку незадолго до истории с "налоговыми махинациями" владелец компании "Сибирь" Вячеслав Филев в неформальной беседе с журналистами обрисовал серьезные планы, связанные с развитием "Армавиа". В частности, речь шла о серьезном укрупнении национального авиаперевозчика путем раскрутки транзитного потенциала армянской авиации. В руководстве "Сибири" планировали использовать "Армавию" и авиационную инфраструктуру Армении для выхода на рынки Среднего и Ближнего Востока. Ереван позиционировался "Сибирью" как воздушные ворота региона и масштабные проекты компании были тесно связаны в том числе и с Ереваном.

Теперь, после ухода "Сибири", планы относительно превращения Еревана в транзитный воздушный узел канули в Лету. При объективном росте пассажиропотока, из месяца в месяц уменьшается объем выплаченных компанией налогов. Только в 2006 году, по сравнению с 2005 годом (годом ухода "Сибири") "Армавиа" выплатила налогов на 114 миллионов драмов меньше. А за 9 месяцев 2007 года национальный авиаперевозчик Армении опустился до 236 отметки списка налогоплательщиков всего со 156 миллионами драмов. Видимо, подкопить на российские самолеты Sukhoi SuperJet Багдасарову помогли нанятые им высококвалифицированные юристы.