"Армавиа": Деньги из воздуха, или как подкопить на Sukhoi SuperJet

Ереван, 1 ноября 2007, 09:04 — REGNUM  "В настоящее время наша компания обслуживает два транзитных направления: Тегеран-Ереван-Москва и Новосибирск-Ереван-Стамбул. В будущем мы планируем наладить транзитный маршрут из стран Средней Азии в Европу. Кроме того, мы пользуемся ресурсами нашего стратегического партнера - российской авиакомпании "Сибирь". Это выдержка из беседы с генеральным директором компании "Армавиа" Андреем Никитиным 2004 года.

Осенью 2004 года налоговые органы Армении предъявили компании "Армавиа" финансовые претензии на общую сумму 6 миллионов долларов. Претензии налоговиков руководство "Армавиа" планировало оспорить в суде. В частности, акты были составлены по факту якобы просрочки лицензии, искусственного завышения расходов для вычета их из валового дохода и сокрытия прибыли. До суда дело не дошло. Налоговые претензии государства к "Армавиа" исчезли так же неожиданно, как и появились. Ни одна сторона никак не прокомментировала ситуацию, в которой удалось развязать узел фискальных противоречий.

Спустя некоторое время руководство российской авиакомпании "Сибирь", которой принадлежали 68% акций "Армавиа", уступило свою долю в компании другому акционеру - компании "Мика Армения трейдинг" (владелец - Михаил Багдасаров). Но 6 миллионов штрафа госбюджет не получил, поскольку, по словам Багдасарова, нанятые им высококвалифицированные юристы доказали безосновательность претензий Госналоговой службы.

Очевидно, что принять решение о переуступке доли "Сибирь" приняла не без посторонней помощи, поскольку незадолго до истории с "налоговыми махинациями" владелец компании "Сибирь" Вячеслав Филев в неформальной беседе с журналистами обрисовал серьезные планы, связанные с развитием "Армавиа". В частности, речь шла о серьезном укрупнении национального авиаперевозчика путем раскрутки транзитного потенциала армянской авиации. В руководстве "Сибири" планировали использовать "Армавию" и авиационную инфраструктуру Армении для выхода на рынки Среднего и Ближнего Востока. Ереван позиционировался "Сибирью" как воздушные ворота региона и масштабные проекты компании были тесно связаны в том числе и с Ереваном.

Теперь, после ухода "Сибири", планы относительно превращения Еревана в транзитный воздушный узел канули в Лету. При объективном росте пассажиропотока, из месяца в месяц уменьшается объем выплаченных компанией налогов. Только в 2006 году, по сравнению с 2005 годом (годом ухода "Сибири") "Армавиа" выплатила налогов на 114 миллионов драмов меньше. А за 9 месяцев 2007 года национальный авиаперевозчик Армении опустился до 236 отметки списка налогоплательщиков всего со 156 миллионами драмов. Видимо, подкопить на российские самолеты Sukhoi SuperJet Багдасарову помогли нанятые им высококвалифицированные юристы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.