Интервью ИА REGNUM заместителя председателя Республиканской партии Армении, депутата Размика Зограбяна.

ИА REGNUM: Г-н Зограбян, в настоящее время ряд оппозиционных политических деятелей Армении с сомнением рассматривают возможность выдвижения кандидатуры действующего премьер-министра Сержа Саркисяна на президентский пост. В то же время муссируются слухи, что и в самой Республиканской партии вопрос выдвижения Сержа Саркисяна воспринимается не столь однозначно - многие выступают против его кандидатуры. Как Вы прокомментируете подобную информацию?

В ближайшее время состоится съезд партии, где среди прочих вопросов будет обсуждена кандидатура председателя партии. В настоящее время помимо Сержа Саркисяна иной кандидатуры на этот пост не рассматривается. Оппозиция может выражать сомнения по тому или иному поводу, это их дело, однако внутри самой партии по данному вопросу сомнений нет. Иного кандидата у нас нет, более того, на данном этапе у нас нет также времени на то, чтобы найти нового кандидата, разработать новую стратегию кампании. Скажу более, для нас вопрос кандидата в президенты от РПА был решен еще до парламентских выборов. И тогда также рассматривалась кандидатура Сержа Саркисяна, поскольку покойный премьер Андраник Маргарян заявил, что он не намерен претендовать на президентский пост, а планирует поддержать Сержа Саркисяна. То есть еще год назад для нас было ясно, кто станет кандидатом на пост главы государства от партии, и каких-либо противоречий внутри самой партии по данному вопросу не было и нет.

ИА REGNUM: Есть мнение, что централизация всех ветвей власти в руках одной партии чревата негативными последствиями. В этой связи многие эксперты также проводят параллели с советскими временами, указывая на негативные последствия однопартийной системы. По вашим оценкам, в случае победы Сержа Саркисяна на выборах президента, не приведет ли это к губительной централизациии системы власти в Армении? Не создаст это основы для полного отсутствия атмосферы здоровой критики, что, по правде говоря, наблюдаются уже сегодня?

Я против проведения параллелей с советским периодом. Если честно, я считаю подобные сравнения неуместными. В советское время существовала Коммунистическая партия и Национальная объединенная партия, которая действовала в подполье. Сегодня в стране есть множество партий, которые действуют легально и принимают участие в выборах, нет какой-либо диктатуры. Кроме того, хотелось бы также напомнить, что РПА не воспользовалась своим правом единоличного формирования правительства. Мы заключили коалиционный договор с Процветающей Арменией, заключили договор о партнерстве с АРФ "Дашнакцутюн". То есть мы добровольно уступили многое партиям, которые принимали участие в выборах и набрали определенный процент голосов избирателей. Помимо вышеуказанных партий, никто не изъявил желания вести с нами переговоры, возможно, в случае участия других политических сил в этом процессе, определенные места в правительстве достались бы и им. Фактически, несмотря на убедительную победу РПА на выборах, мы великодушно выразили готовность вовлечь в правительство и другие партии во имя установления стабильности и исходя из интересов страны. Подобными принципами мы намерены руководствоваться и в будущем, вне зависимости от итогов президентских выборов.

ИА REGNUM: В случае победы кандидата в президенты от РПА будет ли сохранен нынешний формат правительства с точки зрения партийной принадлежности министров? Какие политические силы могут быть привлечены к работе правительства?

В настоящее время сложно говорить, поскольку уже сегодня АРФД заявила о своем намерении самостоятельно принимать участие в выборах. По непонятным для меня причинам, в настоящее время рассматриваются сразу две кандидатуры Армена Рустамяна и Ваана Ованнисяна. Пока АРФД еще окончательно не определилась, кто из двух кандидатов будет баллотироваться от партии, и будут ли они баллотироваться вообще. Я не исключаю возможности развития событий, при которых АРФД отступит от своего первоначального решения и поддержит нашего кандидата. Несмотря на то, что в последний период они категорично настроены на самостоятельное участие, аргументируя это необходимостью избежать централизации власти в руках одной партии. Что касается конкретного формата будущего правительства, то я затрудняюсь говорить что-либо, нам еще предстоит множество сложных процессов - президентские выборы, переговоры с политическими силами по вопросу формирования нового правительства. Одно могу сказать точно - в состав правительства войдут те силы, которые будут с РПА и поддержат кандидата от партии на президентских выборах. Я уверен, что нас поддержит множество сил и, исходя их этого, будет сформировано новое правительство.

ИА REGNUM: Вы говорите, что кандидата от РПА поддержат многие политические силы, однако официально известно лишь об одной партии - "Процветающая Армения". Скажите, какие партии конкретно поддержат кандидатуру Саркисяна?

Действительно, официально на сегодняшний день о своей поддержке заявляет лишь партия "Процветающая Армения", являющаяся нашим коалиционным партнером. На данном этапе никто из ярких представителей политической элиты страны официальных заявлений по этому вопросу пока не делал, сам я считаю неуместным делать заявления за других. Я считаю, что опережать события не стоит. На данный момент еще даже не начат процесс регистрации кандидатов, поэтому подобные заявления, даже на уровне предположений, я считаю преждевременными. Все еще впереди.

ИА REGNUM: Несмотря на то, что регистрация кандидатов еще не начата, многие политики уже заявили о своем участии в выборах. По вашим, оценкам кто будет самым сильным конкурентом кандидата от РПА?

Я не хотел бы недооценивать кого-либо из оппозиционных кандидатов в президенты, делая какие-либо заявления и предположения. Сложно говорить о том, кто самый сильный, потому что пока самого сильного просто не видно. Не видно еще и по той причине, что ряд партий не принимали участия в парламентских выборах 2007 года, среди них партии Армянское Общенациональное Движение (кандидат - первый президент Левон Тер-Петросян), Объединение самоопределение (лидер - Паруйр Айрикян), Национально-демократический союз (кандидат - экс-премьер Вазген Манукян). По этой причине мы просто не можем оценить, каков вотум доверия вышеуказанным партиям и их кандидатам. По всей видимости, вышеуказанные партии просто не захотели раскрывать карты раньше времени. Я считаю, что основная цель отказа от участия в парламентских выборах состояла в том, чтоб создать основы для дальнейших спекуляций на той самой нераскрытой карте. Уверен, что как и ряд политических сил, которые приняли участие в выборах и не набрали 5% голосов, АОД, ОС и НДС также не преодолели бы 5%-ого барьера и не прошли бы в парламент в случае участия. В целом, я подобные методы деятельности не приемлю. Считаю нелогичным, когда партия хочет выдвинуть своего кандидата на президентских выборах, но не хочет участвовать в парламентских. Это может означать лишь то, что им есть что скрывать.

Что касается партий, которые приняли участие в выборах в законодательный орган страны, то отмечу, что, к примеру, если партия "Оринац Еркир" (лидер - Артур Багдасарян) на парламентских выборах набрала определенное количество голосов, то примерно столько же наберет на президентских выборах. Я не думаю, что по прошествии нескольких месяцев общественность может радикально изменить свою точку зрения, общественность не меняет свое мнение каждый день. Общественное мнение формируется на протяжении многих лет и проявляется в ходе электоральных процессов.

ИА REGNUM: Парламентские выборы прошли в сравнительно спокойной обстановке, по крайней мере, активных пост-выборных процессов не наблюдалось, возможно и по причине предстоящих выборов президента. По вашим прогнозам, возможны ли какие-либо революционные процессы после избрания президента?

Я считаю, что митинговые методы деятельности содержат революционные элементы, поэтому, к примеру, митинг оппозиции 26 октября, невзирая на заявления о том, что это общественная инициатива, я рассматриваю именно, как элемент начала подобной кампании. Хочу отметить следующее, в 1991 году Армения фактически пережила революцию, став независимым государством, с первых дней независимости Армении была практически навязана война, затем было заключено перемирие. Сейчас нам удается сохранить режим прекращения огня, страна движется по пути становления государственности и экономического развития. И теперь, по прошествии 16 лет, возвращение на "революционный путь", приведет только к регрессу, потере всего достигнутого. Общественность не хочет революции, не хочет все потерять и начать с нуля. Общество стремится к прогрессу, к развитию. Поэтому подобные методы деятельности изначально ошибочны и невостребованы, поэтому любые попытки начать подобное движение будут искусственными и имитационными.

ИА REGNUM: То есть вы исключаете возможность подобных процессов?

Я считаю, что смены власти подобным путем не будет, а политические силы, которые попытаются организовать революционные движения, потерпят фиаско.