На заседании думы входящего в правительственную коалицию объединения "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии" (TB/LNNK) 27 октября прозвучала озабоченность по поводу оппозиционного объединения "Центр Согласия" (17 депутатов из 100 Сейма). По словам председателя TB/LNNK, депутата Европарламента Роберта Зиле, которые приводит рижская газета "Час", "Центр Согласия" (ЦС) "изменил свою позицию, и теперь эта партия собирается усиливать контакты не с Москвой, а с США, и для этого представители ЦС едут встречаться с американскими конгрессменами". Зиле отметил, что включение ЦС в правительство будет означать неприятный поворот в политике Латвии, поэтому TB/LNNK сделает все, чтобы этому воспрепятствовать.

Корреспондент ИА REGNUM попросил прокомментировать высказывания "отчизновца" руководителя парламентской фракции ЦС, председателя входящей в ЦС Партии народного согласия Яниса Урбановича.

На прошедшем съезде Партии народного согласия (21 октября, - ИА REGNUM) я сказал, что да, у нас будет делегация в Конгрессе и в Сенате США, и в Белом доме. Так же, как мы ездим в Брюссель. Пригласят нас в Москву - и в Москву съездим. Не вопрос.

REGNUM: То есть, речь не идёт о смене какого-то курса?
Нами интересуются в разных странах. Встречаемся со всеми послами - просто со всеми. Всем интересно с нами говорить. А что касается конгрессменов и политиков США - их тоже интересует наша позиция с точки зрения, я извиняюсь, демократических процессов в Латвии.

REGNUM: Это было их предложение?

Нельзя поехать условно к Путину или к Бушу просто по собственному желанию. Всегда эти желания должны совпадать. Нам интересно пообщаться и рассказать о своём видении тех недемократических традиций, которые мы имеем здесь в Латвии. Даже в письме послу США в Латвии Кэтрин Тодд-Бейли мы отметили, что несправедливость по отношению к части населения, среди которого много моих избирателей, рождает другие недемократические метастазы. Кидок 1990-1991 годов естественно отражается и в казнокрадстве, в конце концов. В том, что в стране нет карьерных чиновничьих и политических перспектив для русского парня или девушки: они как бы априори сужены. Когда сегодня даже ирландцы готовы на уровне МИД в своих посольствах бороться за привлечение полицейских в Ирландию со всего Евросоюза - это звонок и нам тоже. А у нас все последние 16 лет русские лишены возможности участвовать в управлении государством - сами русские и их представители. На наш взгляд, это ущербно не только по отношению к соответствующим гражданам и негражданам Латвии - это касается и граждан тоже. Это ущербно и для страны, потому что страна во время общества потребления, в котором мы пребываем сейчас, испытывает сужение возможностей хорошего сервиса.

Государство - это сервисная служба. Сервисная, по сути, организация, конкурирующая с одной стороны с предпринимателями внутри страны, а с другой - с другими такими же сервисами, то есть государствами. И когда приезжают сюда ребята из Узбекистана - судостроители, или из Украины, или на строительный бизнес приезжают из Молдавии - они не могут быть, скажем, потенциалом для новой крови в госучреждения. Единственная возможность, единственный резерв для конкурентоспособности, которая очень слабенькая у нашего чиновничества, - это русские Латвии. И мы об этом говорим с американцами, которые здесь работают в Латвии. А по линии Балтийского форума уже десять лет у нас всегда кто-то есть из Америки. И это не какие-то рядовые политологи или прежние советологи. Есть интерес, как быть в этой ситуации, каковы варианты развития общества. И наконец-то, в том числе и в Америке интересуются нашим мнением. Потому что мы носители достаточно широкого количества людей, тех, кто нам доверяет, что подтвердили и прошлые парламентские выборы. Вот и всё. Им интересно с нами общаться: они приезжают сюда, и мы поедем туда.

Что касается Зиле, то для него это некий способ страшилок, мол, надо держаться вместе с правительством "оранжевых" (официальный цвет Народной партии премьер-министра, - ИА REGNUM), мол, не дай бог, если придут вот эти плохие. Если нас раньше пугали будёновкой и плёткой или пятой колонной Кремля, то теперь уже пугают Белым домом. Закончатся эти страшилки, будут другие. И нам от этого ни тепло, ни холодно. Коль скоро к нам есть интерес, то мы воспользуемся всякой возможностью, чтобы говорить нашу правду тем, кто готов её слушать. Я хоть и латыш, но глубоко убеждён, что кидок 1990-1991 годов был не выгоден не только по отношению к тем, кому он был учинён - он не выгоден всем латышам здесь. И пока это не будет понято и не будет изменено, то перспективы у нас слабенькие. Конкурировать нам сей час надо не с Вильнюсом и Таллином, и даже не с Дублином, а с Парижем и Лондоном в едином пространстве Евросоюза. И ресурс на 64 тыс кв километров чуть более 2 млн жителей, из которых часть мы заведомо записали в ущербные, это ущербно с точки зрения государственных интересов. Поэтому, конечно, поедем.

REGNUM: Когда?

В середине ноября будет такой визит.

REGNUM: На следующий день после съезда Партии народного согласия прозвучало совместное интервью председателя ЦС Нила Ушакова и лидера партии "Новое время" Кришьяниса Кариньша Латвийскому радио, в котором они заявили, что представляемые ими движения готовы вместе войти в правительственную коалицию?..

Я уважаю их мнение - в демократическом государстве каждый имеет право на своё мнение. Мы научились - и это было нелегко - сообща работать в оппозиции. Это хороший задел для того, чтобы что-то делать сообща и в позиции. Но это не факт. Мы видим, что они моему избирателю, равно как и мы для их избирателя, пока не вариант номер один.

REGNUM: Ушаков высказался в том духе, что идеологические разногласия могут уйти на второй план?.. Сегодня у нас один враг - коррупция. Она разъедает кошельки стариков, латышей и русских. Большой враг, который съедает все наши возможности - что у русского молодого человека, что у латышского, моего избиратели или избирателя "Нового времени". Это съедает их возможности и ради этого мы нашли способ сотрудничества. Других каких-то базовых соглашений, идеологических основ в нашем сотрудничестве нет.

REGNUM: Как быть с возмещением ущерба за "советскую оккупацию", за что выступает "Новое время"?.. Враг номер один - это не исторический экскурс, а коррупция. Мы обворовываемся на миллионы каждый день. Это проблема. Я за то, чтобы действовать сообща. Но каждый шаг совместных действий рассматривается отдельно.

REGNUM: Если гипотетически предположить, что вы вошли вместе в правительство?.. Я очень практичный человек и в такую возможность не верю. Я буду очень рад, если все политические силы нас будут считать как возможных партнёров. Пусть считают: мой избиратель от этого только выиграет.

REGNUM: Я всё хочу спросить, вы не даёте: как Абрене-Пыталово будете делить с "новыми"? Какое Абрене!? Я общаюсь с любыми другими политическими партиями и политиками по темам, которые мне интересны. Я с ними на эту тему не общаюсь. Если бы не твёрдая железобетонная позиция "Центра Согласия" по договору о границе с Россией, то его бы просто не было. Вот и ответ. "Оранживые" бы дрейфили, склоки всякие - и ничего бы не произошло. Договор о границе с Россией вытащили мы. Мы твёрдо стояли на своей позиции, не требуя ничего, не высказывая никаких просьб, никоим образом не торгуя своим отношением: мы категорически заявили - мы "за" и точка. У "пчёл" (партия "За права человека в единой Латвии", - ИА REGNUM) были разные мнения в разные периоды этого вопроса. Мы не торговались: мы сказали, что договор с Россией нам нужен сам по себе. Мы добились этого. То же самое можно говорить по многим другим вопросам. Сейчас у нас цель - всё равно с кем сотрудничать в борьбе с коррупцией в стране.