На днях прошло заседание Совета по социальной безопасности, созданного при Волгоградской областной Думе. Его участники решали, как смягчить последствия резкого подъема цен на продукты питания и как не допустить подобного в дальнейшем. Об итогах совещания, в котором приняли участие представители обеих ветвей государственной власти области, корреспонденту ИА REGNUM рассказал председатель Волгоградской областной Думы, секретарь регионального отделения партии "Единая Россия" Виталий Лихачев.

ИА REGNUM: То, что состоялось заседание совета, закономерно и оправдано: нет ни одного волгоградца, который бы не почувствовал, насколько быстро стал пустеть кошелек после похода за продуктами. Но можно ли говорить, что разговор прошел не впустую и жители области могут ждать реальной помощи?

Президент поставил нам жесткие сроки для принятия всех возможных мер по стабилизации цен. Такое поручение главы государства наша область получила 10 октября. Но и до этого мы не сидели сложа руки, прекрасно понимая, что должны снять социальную напряженность. Провели большую работу с администрацией, профсоюзами, с общественностью. Недавно в областной администрации прошло совещание по ситуации с ростом цен на продукты питания, и сегодня мы пополнили выработанный перечень рекомендаций конкретными предложениями власти законодательной. Заседание совета по безопасности стало в своем роде ключевым. Что делать - мы определились. Вести дальнейшую работу мы планируем вместе с администрацией, так как ни одно ведомство или структура не в силах решить проблему сдерживания цен автономно.

Мы решили проводить мероприятия по стабилизации цен, ориентируясь на срочные и долгосрочные перспективы. Оперативные меры, которые сегодня нужно было предпринять - это пересмотреть областной бюджет, найти дополнительные средства для компенсации расходов в связи с удорожанием продуктов питания. И эти меры уже приняты. На заседании областной Думы, которое состоялось 29 октября, были найдены деньги на поддержку малообеспеченных жителей области. Причем это не дополнительные средства, а те, что неэффективно использовались сегодня. Идет четвертый квартал года, и мы проанализировали, какие строки, какие областные целевые программы не исполняются и откуда можно снять деньги и направить на поддержку тех, по кому подорожание ударило больнее всего: пенсионерам, семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. Таким образом, 115 тысяч человек только до конца текущего года будут получать ежемесячно социальное пособие в два раза большее, чем раньше - не 70, а 150 рублей. В бюджетах на 2008 и 2009 годы также заложены необходимые на эти цели суммы. В общей сложности на поддержку малообеспеченных жителей области из областной казны запланировано потратить более полумиллиарда рублей. Замечу, что подобные решения в целях стабилизации ситуации пока приняты только в Московской и Самарской областях. Необходимо обратить внимание, что пособие носит заявительный характер. Это значит, что все, кому оно полагается, должны обратиться с заявлением в социальную службу по месту жительства.

ИА REGNUM: А каковы долгосрочные перспективы? Что можно предпринять в области, чтобы в будущем самим максимально контролировать цены?

Безусловно, на уровне региона должно существовать как можно больше рычагов влияния на рост цен. Вот сегодня, к сожалению, приходится думать не о том, чтобы снизить "подскочившие" цены на продукты, а о том, чтобы сдержать их на существующем уровне. К примеру, не так давно произошло резкое сокращение производственных мощностей мукомольной отрасли в связи с аварией на Карповском хлебокомбинате. Поэтому муку везут из Ставропольского и Краснодарского краев. На территории Волгоградской области не организовано собственное производство по выпуску дрожжей и маргарина. Эти продукты, необходимые для выпечки хлеба, приходится завозить из соседних регионов, а из-за этого возрастает себестоимость хлеба и, соответственно, отпускная цена. Данная проблема может быть решена на региональном уровне. Для этого надо создать инвестиционный климат, чтобы предприниматели, частный бизнес приходили со своими проектами в регион. И такой опыт у нас уже имеется, скажем, в сфере сельского хозяйства, растениеводства. Небольшое пока, но есть движение вперед. Что ни говори, а два животноводческих комплекса в области строятся. К сожалению, мы столкнулись с такой проблемой: федеральные банки тормозят кредитование комплексов животноводства в то время, как их строительство должно набирать обороты. Но это, полагаю, временные трудности. Сегодня мы делаем большую ставку на животноводство, все наше инвестиционное законодательство выстроено с ориентацией на эту отрасль. Продукты животноводства должны производиться на территории нашей области, это даст снижение цен на продукты питания в будущем.

Повышение цен в регионе произошло на фоне роста мировых цен на нефть. Подорожали продукты питания во всем мире. Развитие собственных производств является насущной необходимостью, но наша область продолжает отставать по производству мяса и молока. Поэтому любыми путями надо добиваться ускорения развития животноводства. 60% мяса, которое сегодня завозится из-за рубежа, мы должны производить на месте, здесь, в области. Тогда рост мировых цен не будет влиять на нас в такой степени. Кроме этого, надо восстанавливать те производства, которые область утратила. Конечно, все эти меры потребуют времени, но согласитесь, нелегко возродить все, что было разрушено, разворовано за годы реформ. Главное, что мы знаем, что делать, чтобы область вышла на качественно новый уровень. И готовы для этого предпринять все возможное.

ИА REGNUM: Давайте вернемся к чрезвычайно актуальной сейчас теме стабилизации цен на хлеб. Правительство России собирается провести в качестве меры по удержанию инфляции "зерновые интервенции". Как они смогут изменить ситуацию в нашей области?

Государство планирует продать часть тех хороших запасов зерна, которые обеспечил урожай прошлого года, по цене ниже рыночной, и таким образом погасить рост цен на зерно, муку и хлеб. На заседании Совета по безопасности мы попросили администрацию области предоставить информацию о том, по какой цене планируется продавать зерно. Ведь при стартовой цене на пшеницу 5 рублей за килограмм на инвестиционных торгах вопрос не решит. Проблема завышенной цены должна ставиться перед Минсельхозом, а не замалчиваться. Четыре года назад путем инвестиционных торгов удалось выправить аналогичную ситуацию в регионе, но тогда мы сами давали свои предложения по этим торгам.

По расчетам специалистов областного комитета по сельскому хозяйству, интервенции стабилизируют сложившиеся на данный момент цены на хлеб не более чем на два месяца. То есть, 35 000 тонн зерна, которые предполагается в идее интервенции в области, сбалансируют даже не рост цен, а потребление продовольственной пшеницы.

Поэтому проблема требует комплексных решений. Одним из них могло бы стать принятие на уровне федерации закона о торговле, который бы регулировал отношения производителей и сетевиков. Недопустимо, чтобы производители продукции продолжали получать прибыли гораздо меньше, чем торговые сети от продажи этой же продукции.

ИА REGNUM: Чтобы торговая наценка на основные продукты питания поднималась не так стремительно, возможен ли, на Ваш взгляд, компромисс с владельцами торговых сетей?

Некоторые считают, что "акул бизнеса" не интересует ничто кроме прибыли. Но это не всегда так. Договариваться всегда эффективнее с владельцами крупных, разветвленных сетей. С тремя-четырьмя руководителями можно быстрее найти общий язык, и я уверен, мы сможем убедить их делать минимальную наценку на продукты питания первой необходимости. Такая работа уже ведется. Чтобы продолжать выплачивать своим работникам нормальную зарплату и сохранить рентабельность, сетевики по этой схеме смогут поднимать цену на другие товары - к примеру, коньяки, икру и так далее. Тому, кто привык включать эти продукты в свой рацион, явно не придется копить и экономить. И если люди будут знать, что в магазине такой-то сети хлеб, молоко, масло дешевле, то пойдут, конечно, туда. И покупателям хорошо, и у магазина оборот увеличится, и власть снимет социальную напряженность.

ИА REGNUM: Решая проблему с ценами на местном уровне, обращается ли областная Дума за помощью в вышестоящие органы власти?

На Совете по социальной безопасности мы приняли решение обратиться в федеральный центр по двум позициям. Во-первых, предлагаем или компенсировать производителям рост затрат на ГСМ, или заморозить цены на дизтопливо на внутреннем рынке, так как эти затраты являются одной из самых серьезных составляющих в стоимости сельскохозяйственной продукции. Считаем, что государство при нынешнем гигантском профиците бюджета - полтора триллиона рублей только за первое полугодие - вполне может субсидировать цены на дизтопливо. Во-вторых, способствовать дальнейшему развитию животноводческих комплексов.