Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", внесенный депутатами-единороссами во исполнение идеи, высказанной в послании президента, носит явно популистский характер; предлагаемые в нем меры и в их нынешнем виде не могут оказать сколько-нибудь существенного влияния на благосостояние будущих пенсионеров. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил на пресс-конференции в Москве руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. "Замах на рубль, а результат на копейку" - так он определил возможный эффект от предлагаемых законодательных мер.

Законопроект, целью которого является правовое регулирование системы отношений, связанных с дополнительными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии и софинансирования таких взносов со стороны государства, внесен в Госдуму депутатами Борисом Грызловым, Андреем Исаевым, Ильдаром Габдрахмановым, Фаридой Гайнуллиной (все - члены фракции "Единая Россия").

Напомним, что в своем послании Федеральному Собранию в апреле 2007 года Владимир Путин, в частности, сказал: "Необходимо стимулировать и добровольные пенсионные накопления - очень важный аспект в пенсионных делах. В этой связи предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния направлять на софинансирование таких добровольных пенсионных накоплений. По сути, нам предстоит сформировать "пенсионный капитал" граждан. Предлагаю следующий порядок его формирования. На каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина, на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде государство должно добавить еще одну тысячу рублей. И, естественно, для того, чтобы эти взносы в течение времени не обесценивались, они должны инвестироваться - обеспечивая необходимую доходность и надежность".

Законопроект, внесенный депутатами, по мнению Евгения Гонтмахера, был разработан в Правительстве РФ - об этом говорит серьезное финансово-экономическое обоснование и качественная технико-юридическая проработка документа. "Видимо, эти господа не читали тот текст, который они внесли", - предположил эксперт, имея в виду депутатов.

Признавая правильность самой идеи софинансирования государством добровольных взносов граждан в накопительную часть пенсии, Евгений Гонтмахер отметил, что предложенные меры в значительной степени выхолащивают ее позитивное содержание. По его мнению, в законопроекте заметна "рука Минфина", стремящегося не допускать увеличения социальных обязательств и связанных с ними бюджетных расходов. Так, в частности, предлагается установить максимальную сумму государственного софинансирования в размере 10 тыс. рублей в год. Учитывая, что будущие пенсионеры в таком случае вряд ли, со своей стороны, станут вносить большие суммы, пенсионные накопления участников программы за время ее действия (программа рассчитана на 10 лет), смогут увеличиться не более, чем на 200 тыс. рублей. По расчетам авторов законопроекта, это даст увеличение так называемого индивидуального коэффициента замещения (соотношения пенсии и заработной платы) всего на 2%, т.е. прирост размеров ежемесячной пенсии участников программы составит незначительную сумму.

"Это просто издевательство над той идеей, которую высказал наш президент", - подчеркнул Гонтмахер.

Также недовольство эксперта вызвало то, что единственной категорией граждан, которой, согласно законопроекту, предлагается предоставить повышенный коэффициент софинансирования со стороны государства (1:3), являются работающие пенсионеры, да и то только при условии отказа ими на время работы от получения трудовой пенсии. По мнению Евгения Гонтмахера, льготные коэффициенты стоило бы предусмотреть для таких категорий как бюджетники и те граждане, кому до пенсии осталось менее 10 лет.

Что касается работающих пенсионеров, то для значительной их части предлагаемые условия явно являются невыгодными. Как пояснил Гонтмахер, поскольку средняя пенсия составляет сейчас около 3,5 тыс. рублей ежемесячно, очевидно, что при отказе от ее получения, оторвав, к тому же, от своего бюджета серьезную сумму, люди будут терять больше, чем получат в качестве добавки к своим пенсионным накоплениям.

Еще один серьезный изъян законопроекта эксперт усматривает в том, что для участия в программе средства могут переводиться только через бухгалтерию предприятия, где трудится работник. Это лишает возможности участвовать в программе работников малых предприятий и ПБЮЛ, вовсе не имеющих бухгалтерии, а также налагает ограничение на источники доходов, которые могли бы быть вложены в пенсионную систему.

Третью существенную проблему законопроекта Евгений Гонтмахер видит в том, что добровольные взносы граждан автоматически распространяется порядок наследования пенсионных накоплений, разработанный для обязательных отчислений. Таким образом, наследники гражданина, умершего до выхода на пенсию, смогут получить средства, накопленные на его пенсионном счету, включая те, которые были перечислены в порядке софинансирования государством, а наследники скончавшегося пенсионера такой возможности будут лишены.

"Я бы на месте "Единой России" такой законопроект не вносил, - резюмировал Евгений Гонтмахер. - Если в таком виде этот закон будет принят, президентская инициатива будет сведена к нулю".

Как пояснил эксперт, воспользоваться предлагаемым механизмом сможет от 100 до 500 тыс. человек из 65 млн. работающих, то есть, количество, значительно меньшее, чем предполагается в финансово-экономическом обосновании законопроекта. При этом, в случае внесения в него изменений, число участников программы могло бы составить 20-30% работающих, предположил Гонтмахер.

В связи с этим Евгений Гонтмахер призвал депутатов Госдумы и, в частности, ответственный за данный законопроект Комитет по труду и социальной политике подготовить поправки, которые придали бы этому документу более "социально приемлемый вид".

Внесенный законопроект предусматривает, что граждане могут поручить работодателям перечислять на накопительные счета часть их зарплаты, но не менее 2 тыс. руб. в год. Государство будет в течение десяти лет доплачивать столько же, сколько внес гражданин, но не более 10 тыс. руб. в год. Предполагается, что работающим пенсионерам государство станет добавлять трехкратную сумму взноса, до 30 тыс. руб. в год. Но за это работающие пенсионеры на период формирования добровольных накоплений должны отказаться от положенной им трудовой пенсии. Софинансирование добровольных накоплений рассчитано на 15 лет и начнется 1 июля 2008 года, а граждане смогут войти в эту систему до 1 июля 2013 года. Таким образом, пока планируется, что софинансирование продлиться до 2023 года. Для того, чтобы участвовать в системе, необходимо написать заявление, в котором надо указать, какую сумму работник готов ежемесячно откладывать. Заявление можно передать работодателю или отнести в территориальный орган Пенсионного фонда (ПФР). Часть зарплаты будет отчисляться ежемесячно, госсубсидия станет поступать на индивидуальный счет добровольца в ПФР к концу 2008 г. Инвестировать добровольные накопления можно будет по тем же правилам, как обязательные. Средства "молчунов" поступят во Внешэкономбанк, активные граждане смогут выбрать управляющие компании или НПФ. Пенсионный фонд обязан будет информировать граждан о поступлениях всех взносов, включая дополнительные взносы государства. "Взносы можно будет вносить и за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем. Например, муж может платить взносы за работающую жену", - заявил корреспонденту ИА REGNUM первый заместитель председателя Госдумы Олег Морозов. Вместе с тем одновременно в Минэкономразвития также прорабатывается схожий законопроект. Причем предварительные расчеты МЭРТа показали, что добровольная система с участием государства охватит не более 10% населения. По мнению экспертов ведомства, этого недостаточно, чтобы довести размер пенсии до 40% заработка.