Текст соглашения между Россией и Китаем о сотрудничестве в области использования и охраны трансграничных вод согласован и направлен на экспертизу в заинтересованные ведомства России и КНР: в МИД России, Минэкономразвития, МЧС, Минсельхоз, Минрегион, Минфин, ФСБ, Росгидромет, Ростехнадзор. Проект cоглашения был также направлен губернаторам Хабаровского и Пермского краев, Еврейской автономной области, Амурской и Читинской областей. Им предписано рассмотреть и направить в адрес МПР России предложения по проекту в двухнедельный срок. Как 30 октября рассказали корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Минприроды РФ, стороны договорились подписать документ до конца 2007 года.

Как отметил министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев, документ регулирует ключевые вопросы в сфере охраны и использования трансграничных вод России и КНР. "Подписание документа завершает длительные переговоры двух стран и открывает новый этап в развитии двухсторонних отношений в сфере экологии", - сказал министр.

Российская сторона инициировала разработку проекта соглашения еще в 1997 году. Подготовленный проект документа неоднократно направлялся для рассмотрения китайской стороне, однако в течение 10 лет он так и не был согласован.

12-14 октября 2004 года во время визита в Китай президента России Владимир Путина был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на 2005-2008 гг. Достигнутые договоренности, в том числе, предусматривали подготовку соглашения о сотрудничестве в области использования и охраны трансграничных вод.

По словам министра, в 2005 году МПР России удалось активизировать переговоры. В результате были подписаны протокол о создании подкомиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды и Меморандум о взаимопонимании между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Государственной администрацией по охране окружающей среды КНР по вопросам сотрудничества в области совместного мониторинга трансграничных водных объектов.

В течение 2007 года по инициативе МПР России проведено несколько раундов российско-китайских консультаций экспертов, в результате которых согласован весь текст соглашения. Содержание документа охватывает ключевые вопросы охраны окружающей среды и использования трансграничных вод, а также определяет принципиальные подходы к выработке механизма их реализации.

Заключение соглашения позволит координировать усилия двух стран, направленные на стабилизацию и последовательное улучшение экологического состояния трансграничных водных объектов. Подписание документа позволит также минимизировать риски, связанные с возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие трансграничного загрязнения.

В соглашении отражены основные принципы сотрудничества в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов, содержащиеся в Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, а также апробированные нормы и опыт правоприменения аналогичных соглашений, стороной которых является Российская Федерация.

Соглашение предусматривает двустороннее сотрудничество по следующим направлениям: разработка единых нормативов и целевых показателей качества трансграничных вод; содействие применению современных технологий рационального использования и охраны трансграничных вод; информирование сторон в предварительно согласованном порядке об осуществляемых и планируемых водохозяйственных мероприятиях на трансграничных водах, способных привести к значительному трансграничному воздействию, принятие необходимых мер по предотвращению, ограничению и сокращению такого воздействия; мониторинг трансграничных вод для получения на регулярной основе информации о состоянии их вод по согласованным программам; принятие сторонами мер по предотвращению, ограничению и сокращению трансграничного воздействия; сотрудничество в сфере гидрологии, предупреждения и сокращения последствий паводков на трансграничных водах; разработка и осуществление совместных действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций экологического характера на трансграничных водах и реагированию на них; и др.

Важно, что в текст соглашения удалось включить положения о необходимости определения источников загрязнения, оценки и анализа значительного трансграничного воздействия, возникшего вследствие чрезвычайной ситуации.

Отдельная статья соглашения определяет порядок действий в случае чрезвычайных ситуаций. Предусматривается, в частности, незамедлительное уведомление о чрезвычайных ситуациях и обмене соответствующей информацией, а также принятие необходимых мер по ликвидации, либо смягчению ее негативных последствий. Для координации деятельности по реализации соглашения предусматривается создание российско-китайской совместной комиссии.

Протяженность границы между Россией и КНР по реке Амур, ее притокам Аргуни, Уссури, Сунгач и озеру Ханка составляет 3 544 км. По экспертным оценкам ДальНИИВиХ (г. Владивосток), доля КНР в общем сбросе сточных вод составляет: в реке Аргунь - 87,5%, в реке Амур на участке от устья реки Аргунь до устья реки Сунгари - 75%, на участке устье реки Сунгари - выше устья реки Уссури - 98,5%, в реке Уссури - 97,6%.

Сброс загрязняющих веществ, несоблюдение режима водоохранных зон в районах с интенсивной антропогенной деятельностью обуславливает деградацию трансграничных экосистем водных объектов в бассейне Амура. Учитывая, что его значительная часть - 820 тыс. кв. км находится в пределах КНР, восстановление деградирующих водных экосистем является совместной задачей России и Китая.

Кроме того, на отдельных участках, как самого Амура, так и его притоков, размыв берегов и заиливание русел в районе населенных пунктов принимает размеры стихийного бедствия. Это требует разработки совместных мер по снижению негативных последствий руслового процесса.