Денис Пашков: "Денег на компенсацию расходов по перевозке льготников в краевом бюджете хватит"

("Красноярский рабочий", 30.10.2007)

В ходе круглого стола прозвучало немало вопросов, решение которых зависит от позиции краевой администрации. Поэтому мы обратились за комментариями к заместителю руководителя департамента экономического планирования и промышленной политики Денису Пашкову.

- Я внимательно изучил материалы круглого стола "Состояние и перспективы развития автомобильного транспорта в Красноярском крае", - сказал Денис Геннадьевич, - практически все пиковые моменты дискуссии связаны с реально существующими сегодня проблемами. Считаю необходимым прокомментировать самые важные, на мой взгляд, вопросы.

Первое - создание мультимодального транспортного комплекса с участием всех видов транспорта

Такой проект существует - он будет реализовываться в регионе в рамках авиационного хаба. В будущем аэропорт Красноярск станет гигантским грузовым терминалом, где будут осуществляться операции с грузами доставляемыми всеми видами транспорта. Естественно, грузовой автотранспорт будет играть в работе хаба одну из ведущих ролей. Горизонт реализации проекта - 2010 год. Поэтому на промежуточном этапе мы надеемся на реализацию локальных логистических проектов. 8 ноября в Красноярский край приезжают специалисты крупнейшей логистической компании "Евразия-логистика". На запланированной в администрации края рабочей встрече будет обсуждаться как раз проект создания крупного логистического грузового терминала. Существуют и другие предложения. Администрация края готова рассмотреть любой серьёзный проект, связанный с развитием логистических центров на региональном инвестиционном совете, при необходимости оказать инвесторам государственную поддержку.

Второе - закон края о транспорте

В настоящее время краевой закон, учитывающий все современные реалии, разработан. Он находится в Законодательном Собрании края - между первым и вторым чтением. Во втором, окончательном чтении закон пока принят быть не может - необходимо, чтобы на федеральном уровне также был принят новый транспортный закон. Сегодня этот законопроект прошёл только первое чтение. Мы надеемся, что его успеют принять депутаты действующего созыва Государственной думы. Тогда уже в этом году мы сможем принять краевой закон о транспорте и существенно изменить сложившуюся на дорогах ситуацию. Изменения коснутся и грузовых и пассажирских перевозок.

Третье - тарифы на междугородные перевозки

В настоящее время мы рассматриваем экономическое обоснование увеличения тарифа, представленное перевозчиками. Однако должен отметить, что в ряде регионов Сибирского федерального округа, имеющих схожую с нашей дорожную сеть, тарифы на междугородные перевозки ниже действующих сегодня в Красноярском крае.

Четвёртое - несвоевременное утверждение тарифов на пассажирские коммерческие перевозки

С этого года мы вводим практику ежегодного рассмотрения тарифов на проезд в коммерческом пассажирском транспорте. Следующий период тарифного регулирования - второе полугодие 2008 года. Если перевозчики смогут экономически обосновать необходимость повышения тарифа, он будет пересмотрен.

Пятое - электронная единая социальная карта льготника

Ещё раз должен заявить: денег на компенсацию расходов по перевозке льготников в краевом бюджете хватит. Кроме того, по нашей оценке, серьёзного увеличения объёмов финансирования не потребуется. За счёт персонифицированного учёта произойдёт адекватное распределение компенсации между маршрутами, а следовательно между перевозчиками. Если же практика всё-таки покажет существенное увеличение льготных перевозок, мы гарантируем полную компенсацию выпадающих расходов перевозчикам-участникам проекта. Страхи, связанные с возможной подделкой карты льготника, совершенно не обоснованы. Изготовление карты - сложный технологический процесс, подделать её сложно и дорого - полученный эффект никогда не оправдает вложений. Махинации с реальной картой исключены на уровне программы управляющей системой проекта.

Красноярские бизнесмены купили светофор

(Анна Алексеева, "КП в Красноярске", 30.10.2007)

Красноярские бизнесмены установили светофор на улице 60 лет Октября (район остановки "ДОСААФ"). Это промышленная зона, где расположено множество фирм и одно общежитие.

Сотрудники компаний, которые здесь расположены, постоянно попадали в пробки и аварии. Из-за этого опаздывали на работу. Да и клиенты стали жаловаться, что не хотят ехать в место, где можно застрять в пробке. Когда в один день в аварию на злополучном участке дороги попали сразу три сотрудника одной фирмы, бизнесмены решили все сделать сами.

- Этот участок дороги проезжают специалисты 22 компаний, - рассказал Алексей Первухин, генеральный директор одной из местных коммерческих фирм. - Мы предложили им скинуться на светофор. Несколько согласились. Оказалось, что мало собрать деньги... На все согласования с чиновниками ушел ровно год. На бумаге, где нам официально разрешают установить светофор, 15 подписей, которых мы добивались долгие месяцы. Начали мы с ГИБДД Свердловского района. Там нашу инициативу поддержали. Потом мы собирали подписи в администрации Свердловского района, муниципалитете, в организациях, которые отвечают за теплосети, электричество, телефонную связь - всех не перечислишь. Покупка светофора обошлась нам примерно в 700 тысяч рублей. Сейчас мы еще укладываем асфальт, облагораживаем газоны, чтобы все было красиво. Новенький светофор уже работает.

Ковшом по памяти

(Константин Карпухин, "Сегодняшняя газета", 30.10.2007)

Сегодняшняя история Красноярска творилась вчера, а завтрашняя делается сегодня. И это ни для кого не секрет. Но многие ли обращали внимание на то, что центр меняется на глазах, и от старого города уже почти ничего не осталось? Красноярск исторический превращается в мегаполис, возведенный, если не знать истории, как будто бы двадцать лет назад. А ведь городу в следующем году стукнет 380. Многое разрушается с бездумной беспощадностью. По незнанию? Или в надежде, что не заметят?.. Почему было разорено кладбище в центре Красноярска? На эту тему в последнее время говорят очень много, об этом же мы беседуем с главным специалистом службы по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края Александром Тарасовым.

- Александр Юрьевич, почему же все-таки стало возможным разрушение могил Воскресенского некрополя?

- Потому что не были выдержаны условия охраны объектов культурного наследия. Они выданы при согласовании проекта - в декабре прошлого года - организации, отвечающей за его подготовку. Агентству культуры края выдали требование, по которому в случае производства земляных работ необходимо было провести археологическое обследование - ведь эта территория находится в границах охраняемого слоя Красноярского острога, и на ней, возможно, сохранились погребения Воскресенского некрополя. Исторического некрополя. Эта территория очень сильно пострадала в результате хозяйственного освоения: это и снос самого Воскресенского храма, и строительство полвека назад Дворца молодежи, и серьезные земляные работы. Было выдано требование проведения обследования, чтобы не допустить разрушения. И мы считали, что эти требования включены в проект, который должен был пройти главгосэкспертизу. Сейчас мы направили запрос о том, проходил ли этот проект экспертизу и включены ли в него требования нашего госоргана. Потому что наши требования - это проведение обследования, а при обнаружении - формирование в составе проекта части, которая отвечает за охрану объектов культурного наследия.

- Стрелка - охраняемое место?

- Это ядро города! Здесь зафиксирована острожная стена и два некрополя. Сейчас мы готовим паспорт на Красноярский острог. Но это связано с серьезными земляными работами, и мы бы не хотели готовить некачественную документацию. Мы пытаемся нанести реальные границы Красноярского острога, чтобы не быть голословными и чтобы не было стыдно за подготовленную документацию. А реперных привязок нет. Всё, что было, - снесено. Контуры бровки изменены. Начались земляные работы. И пока не посыпались черепа из-под ковша экскаватора, работа не была остановлена. Хотя неизвестно, что "реставраторы" вынесли раньше. До нас дошли древние погребения двухсотлетней давности. Сейчас мы видим только два яруса погребений, под которыми, судя по всему, располагались еще два или три. Это кладбище считалось элитным. Не каждый имел право быть погребенным здесь, в центре города. На этом месте хоронили лишь представителей духовенства, градоначальников, купцов, золотопромышленников, чиновников и их родственников. Вполне реально обнаружить план погребений и даже пофамильно сказать, чей прах здесь покоится. Мы исследуем могилы, располагавшиеся у западного фасада храма. А если провести анализ ДНК, то можно определить и степень родства с современными красноярскими фамилиями. Это не такая уж древность - всего четверть тысячелетия.

- Зафиксированы факты разрушения. И что произошло потом?

- Описали то, что было видно. На площади в сто квадратных метров разрушено порядка пятнадцати погребений, судя по черепам. Но опыт подсказывает: на каждую взрослую могилу приходится, как правило, две детских. А их сложнее зафиксировать. На дне котлована, который продран ковшом кубового экскаватора, их вообще трудно найти. Так что тридцать-сорок погребений, уцелевших ранее, сейчас разорены.

- Раньше камнями был выложен контур собора...

- Его демонтировали минувшей весной, когда устанавливали памятник Резанову. А сейчас китайцы срубают штукатурку возле Малого зала и подбираются к памятной табличке, посвященной Воскресенскому собору. Проведены разведочные работы и зафиксировано, что территория кладбища - порядка пятисот квадратных метров. Но помимо погребений здесь обнаружены остатки хозяйственных построек Красноярского острога: конструкции, фундаменты построек дорегулярной планировки, находившейся внутри крепости. Они, как минимум, восемнадцатого века. Однако проведение разведочных работ было ограничено площадью, которую нам отвели. Нужно было входить в положение тех самых строителей, которые там сегодня трудятся: если бы мы перекопали дорогу, по которой должен пройти кран, то он бы не прошел и не разобрал крыльцо БКЗ. И мы не смогли бы дальше копать.

- Закончился полевой сезон. Как копать-то?

- Обозначилось несколько проблем. Первая - финансирование. Деньги на археологические раскопки не предусмотрены, а их надо много - не один миллион рублей: площадь-то значительная. Второе - погодные условия. Не хотелось бы повторять опыт Всехсвятского некрополя и устраивать зимние археологические раскопки. Я надеюсь на то, что общественность не позволит вывезти все кости ночью тайком при помощи экскаватора и грузовика. Как мы сможем работать, если промерзнет земля? Чтобы копать - надо строить временное сооружение и проводить туда свет и тепло. Третье - это антропология. При раскопках Всехсвятского некрополя деньги не были выделены, поэтому у меня на ответственном хранении в холодном складе - четыреста ящиков со скелетами. Я представляю, сколь большая у них научная ценность. Медакадемия ушла в сторону и умыла руки: не будет денег - не будет обработки и исследования этих останков.

А ни городу, ни краю это оказалось не нужным. Если раскопки состоятся, то в случае с Воскресенским некрополем эту проблему надо решать сейчас. Я категорически против зимних раскопок. Если средства в том объеме, который нужен антропологам, не будут изысканы, я не приступлю к работам. Нужна бумага, согласно которой найденные останки будут обработаны и приняты на хранение. И не какими-то мифическими иркутскими антропологами, потому что в Иркутске антропологов нет. Есть лаборатории антропологии в Томске и Новосибирске. Я пытался решать вопрос о передаче коллекций Всехсвятского некрополя Кунсткамере, но я все-таки патриот города, и считаю, что их место в Красноярске. Эти останки уникальны, а желающих получить научную информацию и защитить диссертацию на них всегда найдется. Слава Богу, что раскопки на БКЗ связаны с некрополем, а если бы тут были неолитические погребения или непонятные сооружения, то нам трудно было бы доказать научную ценность найденного.

С точки зрения обывателя, археология - это череп и кости мамонта, а вся остальная археология, как говорят строители, в Египте. Вот эти полусгоревшие постройки и черепки, над которыми радостно прыгают археологи, - история нашего города. Ведь благодаря тому, что сейчас в краевом центре копают и там и сям, появляется уникальная информация о градостроительной истории Красноярска. На современный план города мы наносим сегодня контуры тех улиц и построек, которые существовали до нас, погибали в огне, перестраивались...

Вот такие страсти вокруг нашего прошлого. Ситуация уникальная, но подходить надо к ней цивилизованно - ведь мы уже в XXI веке.

"Прибыль в слитках"

(Юлия Анатольева, Городские новости, 30.10.2007)

Лучшим способом вложения денег становятся инвестиции в драгметаллы

Очередного максимума достигла на минувшей неделе стоимость золота: за один день благородный металл подорожал почти на 12 долларов, остановившись на отметке 779,15 "баксов" за тройскую унцию (31,1 грамма). Это самый высокий показатель за последние двадцать семь лет. И эксперты в один голос утверждают, что золото будет расти в цене как минимум до весны.

Более того, специалисты замечают, что нынешний общемировой приступ "золотой лихорадки" - это всерьез и надолго. По данным обзора Всемирного золотого совета (World Gold Council), во всем мире спрос на золото со стороны производителей ювелирной продукции во втором квартале 2007 года вырос на 37 процентов по сравнению с тем же периодом 2006 года и достиг рекордного, опять же, показателя в 14,5 млрд долларов. В России, в частности, только за три месяца - с апреля, когда, собственно, из-за стремительного роста курса евро относительно доллара и началось увеличение стоимости золота, по июнь, спрос повысился на 27 процентов: отечественным ювелирам и другим покупателям драгоценного сырья потребовалось в этот период более 20 тонн.

И все это, по большому счету, стало последствием американского ипотечного кризиса: весь мир, а в особенности бизнесмены в странах, наиболее зависимых от доллара, срочно принялись переводить инвестиции из денег в золото. В среднем оно теперь ежемесячно дорожает на 11 процентов. А за последние пять лет поднялось в цене больше, чем на 50 процентов.

В красноярских ювелирных магазинах сейчас распродают старые коллекции - иными словами, залежавшийся, не купленный вовремя товар. Естественно, по прежним ценам или даже со скидками. Адекватной сложившейся в мире ситуации стоимости "ювелирка" достигнет ближе к новому году. Впрочем, по словам продавцов, она уже дорожает, только покупателей это пока не отпугивает. Скорее даже наоборот: некоторые специально стараются приобрести самые дорогие вещи, очевидно, надеясь таким образом сделать выгодное вложение средств.

Отчасти это верный шаг, конечно. Однако продавать ювелирное изделие, не представляющее особой художественной ценности и в силу "возраста" не интересующее антикваров, достаточно трудно. Сдавать в скупку по цене лома - сами понимаете, невыгодно. Поэтому вкладывать сбережения в благородный металл лучше, приобретая его в банках. Дело в том, что, по закону, приобрести золото именно как металл, а не украшение в России можно только там. Причем купить можно слиток, чтобы потом хранить его дома или в банковской сейфовой ячейке, инвестиционные золотые монеты - или же открыть обезличенный металлический счет.

Во всех этих вариантах, как говорят специалисты, есть свои плюсы и свои минусы, неизменно одно: на фоне общемировой боязни экономического кризиса деньги безопаснее вкладывать в "вечные ценности". К слову, эксперты полагают, что даже у владельцев акций отечественных нефтяных компаний и паев в так называемых "углеводородных" ПИФах, которые традиционно имели немалые доходы, капиталы будут приумножаться не столь стремительно, как у "озолотившихся". "Рыжий" металл демонстрирует уверенный рост и, по оценкам аналитиков, дает возможность говорить о доходности вкладов в него на уровне 60 процентов годовых. Тем более что, как прогнозируют, "черное золото" с окончанием турецкой военной операции в Ираке может упасть в цене до 85 долларов за баррель, поскольку рынок станет больше внимания уделять фундаментальным показателям в мировой экономике. Тогда как золото обыкновенное, поддерживаемое падением доллара и борьбой центральных банков с падением ликвидности, будет продолжать расти и в обозримом будущем может достичь отметки в 800 долларов за тройскую унцию. Однако в данном случае рост цен - это не так уж плохо.

Кто съел лекарства?

("Очевидец", 29.10.2007)

В крае уже несколько месяцев в продаже отсутствует атропин. Этот препарат используют, в частности в офтальмологии как глазные капли, расширяющие зрачок. Без атропина, необходимого для диагностики зрения детей, исследования глазного дна врачи не могут подбирать и выписывать очки. Препарат продавался только в государственных аптеках. Заменить его нечем.

Дефицит то одних, то других лекарств становится привычным. Близится эпидемия гриппа, и, видимо, вновь будет не найти противогриппозных препаратов (как-то чиновник, отвечающий за снабжение города таблетками, советовал нам есть чеснок). Президент советует россиянам заниматься тем, что у них лучше всего получается -- бороться с демографическим кризисом, -- а в аптеках Красноярска найти витамины для беременных и кормящих, рекомендованные врачами, время от времени проблематично.

Не могут найти многие свои лекарства и пенсионеры. Между тем власти на фармацевтическом рынке решают совсем другие задачи. Так, с 1 января покупать лекарства с 50-процентной скидкой смогут все пенсионеры (пока этой привилегии удостоены лишь пенсионеры, имеющие льготный статус). Это правило распространяется только на лекарства, жизненно необходимые и выписанные врачом. Если верить руководителю краевого Агентства здравоохранения Егору Корчагину, никаких распоряжений о том, чтобы больным выписывали льготные лекарства по минимуму, нет.