Вопреки прогнозам многих политологов и прочих экспертов, Госдума на днях приняла-таки во втором чтении пакет законопроектов о реформировании электроэнергетики. Таким образом, вопрос о реформе, а главное - о конкретных технологиях революционных преобразований в энергетике, по сути, решен. Ведь в третьем, окончательном, чтении в законы никаких сколь-нибудь существенных корректив уже не вносится, разве что расставляются запятые.

Какую же позицию заняли по этому принципиальному для жизни страны вопросу кировские депутаты российского парламента?

Н.И. ШАКЛЕИН (депутатская группа "Регионы России"):

И в первом, и во втором чтении я голосовал против такой реформы. У нас уникальная единая энергосистема, которая позволяла и пока позволяет обеспечивать энергоснабжением всю страну. Если в каком-то регионе проблемы - можно обеспечить быстрый переток энергии из других регионов. Теперь все это будет раздроблено. Последствия - непредсказуемые. И главное - энергетика уходит из-под контроля государства. Уже сейчас Касьянов говорит: правительство на тарифы повлиять не может - это все решают региональные энергокомиссии. И можно представить, что будет дальше, когда все электростанции раздадут в частные руки, как это предусматривает теперь уже неизбежная реформа по Чубайсу.

И никакого рынка, никакой конкуренции, которую нам обещают вдохновители реформы, в энергетике все равно не появится. Тарифы станут диктовать те же монополисты, только это будут уже не госкомпании, а частные хозяева, которым совсем уже не будет дела до государственных интересов. И которым к тому же вся эта госсобственность, как это у нас уже было во время повальной приватизации, достанется за бесценок.

Н.П. КИСЕЛЕВ (Агропромышленная депутатская группа):

Конечно, я голосовал против. Реформа, на мой взгляд, окончательно добьет российское село. Ведь с каким трудом мы сейчас выбиваем льготные тарифы для сельского хозяйства! И это при государственной монополии. А частник, к которому в результате этой реформы перейдет энергетика, разве будет считаться с интересами крестьян?

А если говорить об общих последствиях этой реформы, то, по-моему, произойдет то же, что и с угольной отраслью. Там тоже проводили подобную реструктуризацию, и в итоге, например, Дальний Восток, где позакрывали убыточные шахты, остался без своего угля. Так будет теперь и с нерентабельными электростанциями. Энергетическая безопасность страны таким образом поставлена под большой вопрос.

В.А. КАЗАКОВЦЕВ (фракция КПРФ):

Был и остаюсь категорическим противником этой реформы. Она, полагаю, нанесет чудовищный удар по экономике России. Ведь в результате такой реформы энергетика уйдет из-под контроля государства, а к чему это приводит, мы уже убедились на примерах приватизации других госпредприятий. Но здесь-то речь идет уже не об отдельных предприятиях, а о целой базовой отрасли!

А ведь, например, с другой базовой отраслью - с железными дорогами - был найден более разумный путь. По реформированию этой монополии Дума, кстати, тоже уже приняла пакет законопроектов, и там-то как раз предусмотрено сохранение госконтроля над отраслью. Так почему в реформировании электроэнергетики нельзя было пойти по этому же пути?