Сегодня, 25 октября, истекут 48 часов - срок задержания братьев Хидриевых, жителей села Экажево (Ингушетия), которых подозревают в подрыве "Невского экспресса". Между тем, у них есть алиби - в день крушения поезда они работали на стройке. Один укладывал автокраном плиты на строящийся мост через Сунжу; второй был там же, на берегу, менял сломавшийся привод барабана на бетономешалке. Хидриевых, как говорят их родственники, в тот день видела вся мостостроительная бригада.

Аюп Хидриев, старший брат задержанных 23 октября в селении Экажево Назрановского района Ингушетии сотрудниками центрального аппарата МВД России и Управления ФСБ по Ингушетии Амирхана и Макшарипа Хидриевых рассказал корреспонденту ИА REGNUM некоторые подробности ареста. "Интересно отбор подозреваемых производился по принципу "русской рулетки" - на кого Бог пошлет - или по случайному отбору компьютера?!" - недоумевает брат. Аюп и другие члены семьи Хидриевых утверждают что во время подрыва "Невского экспресса" братья находились в Ингушетии, и это могут подтвердить сотни людей и люди, у которых они работали и работают.

Тем не менее в семь утра 23 октября военные прибыли в Экажево автоколонной из трех бронированных "УАЗов", грузового "Урала" с бойцами спецподразделений, трех микроавтобусов и автомобиля ВАЗ 2107 без номерных знаков. Остановившись у дома Хидриевых, бойцы, производившие задержание, уткнув автоматы в двух женщин - беременную Хади, мачеху братьев, и жену Амирхана Зарему - стали обыскивать дом. Когда Макшарипа вывели из дома, то в его небольшой дом с четыремя маленькими детьми ворвались 18 солдат. Старшему ребенку Макшарипа - 6 лет, а у Амирхана два ребенка - четырех месяцев и двух лет.

"Часто слышал про то, как там убили, здесь задержали разных людей, - признается Хидриев, - Но считал, что, наверное, они где-то высказывались или сочувствовали боевикам, ибо дыма без огня не бывает. Но то, что эта беда может коснуться нашего дома, не могли и предположить. Мы жили строительством и отделочными работами, и вдруг ни с того ни с сего ломают жизнь."

"Сначала моих братьев увезли в неизвестном направлении, и мы не знали что делать, были во всех инстанциях, никто ничего не знал или не говорил. Написал заявление на имя прокурора республики. И только сегодня через СМИ узнали, в чем их подозревают, и что их увезли спецрейсом для допросов в Великий Новгород. После того, как я пришел с информацией СМИ о своих братьях в силовые структуры, сотрудники были очень удивлены тем, через какие каналы мог узнать", - сказал Аюп Хидриев.

Напомним, что 13 августа 2007 года в Новгородской области на перегоне Окуловка - Малая Вишера в результате подрыва железнодорожных путей произошло крушение пассажирского поезда №166 "Невский экспресс" (Петербург - Москва). Мощность взрыва, по предварительным данным, составила 2 кг в тротиловом эквиваленте. В результате аварии никто не погиб, 19 человек были госпитализированы. Уголовное дело было возбуждено по статье 205 УК (терроризм). Сообщая накануне журналистам о задержании, глава МВД России Рашид Нургалиев не стал раскрывать подробности, ссылаясь на тайну следствия.

Тем временем международная правозащитная организация Amnesty International выступила с заявлением в связи с резким ухудшением ситуации в Ингушетии, обусловленным растущим числом случаев насильственных исчезновений, похищений и других нарушений прав человека. "При урегулировании нестабильной ситуации в Ингушетии российские власти должны действовать в соответствии с правовыми нормами, в частности, гарантировать, что все задержания соответствуют положениям российского законодательства и международным нормам в области прав человека", - заявила Никола Дакворт, директор программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.

В преддверии саммита Европейский Союз - Россия, который состоится в Португалии 26-го октября, Amnesty International призывает Российскую Федерацию придерживаться международных норм, которые государство обязалось соблюдать. В основе всех мер, принимаемых в ответ на кризисную ситуацию в Ингушетии, должен лежать принцип верховенства права, в том числе нормы в сфере прав человека, подчеркивается в заявлении организации.