На днях депутаты Государственной Думы должны будут обсудить в первом чтении законопроект, реформирующий местное самоуправление. На местах многие сочли его преждевременным, есть опасения, что вреда от нововведений будет больше, чем пользы. И все же многие считают, что не позже середины апреля закон будет принят и вступит в силу.

Если новороссийцы 23 марта провалят явку на выборы главы города, жить городу до 2005 года придется без полномочного главы, а с урезанным в самостоятельности исполняющим обязанности. Потому как статья 84 нового закона предписывает должностным лицам местного самоуправления, пребывающим в этой роли на 1 марта, тянуть лямку аж до 1 января 2005 года, неважно, на какой срок они были назначены в качестве и.о.

Другим интересным моментом в законопроекте является внешнее управление городом. В статье 75 указываются четыре основания для введения краевой властью такого управления. Одно из условий прямо подходит к Новороссийску: если сумма просроченных долгов муниципального образования перевалила за 30% собственных доходов бюджета.

Долги Новороссийска давно превышают половину бюджета. Правда, в законопроекте есть сноска, что данная статья вступает в силу только в 2007 году, но, по мнению Ивана Харченко, председателя комитета Законодательного собрания края, при первом чтении эту отсрочку уберут.

Харченко считает, что в Краснодарском крае от "перенарезки" границ поселений могут пострадать семь городов, в том числе и Новороссийск. Сочи может распасться на четыре муниципальных образования. В Краснодаре придется выделять в самостоятельные муниципальные образования две, а то и три территории. Новороссийску грозит деление на два муниципальных образования - Приморский округ не вписывается в рамки, установленные новым законопроектом.

В целом перенарезка территорий приведет к тому, что в крае число муниципальных образований вырастет на порядок, с 48 до 433. По мнению председателя городской Думы Новороссийска Владимира Заритовского, основная идея законопроекта благая - приблизить власть к народу, но она имеет смысл только при наличии денег у этой самой власти. Сегодня управленческие расходы Новороссийска составляют 86 миллионов рублей. Если посадить штат чиновников еще и в тех населенных пунктах, где это положено по новому закону, расходы возрастут минимум вдвое. Это ведь не только зарплата, но и транспорт, оргтехника, наконец, свободные помещения, которых просто нет. И вся эта нагрузка ляжет на бюджет.

О том, что положения закона не подкреплены экономически, говорит и депутат ЗСК Сергей Ярышев, принимавший участие в парламентских слушаниях закона на прошлой неделе. При таком делении городов и районов неизбежно и имущественное деление. Новые муниципальные образования окажутся нос к носу с проблемами, требующими затратных решений, но при этом будут отсечены от налогооблагаемой базы.

Что касается бюджетов, новый закон предусматривает единые правила их формирования по всей стране, твердые нормативы отчислений. Но радости по этому поводу никто не выражает. Если всех подстригут под гребенку городов с развитой индустрией, это одно. Если же под уровень жизни в селах российской глубинки - совсем другая картина.

Вообще же в пояснительной записке к проекту закона отмечено, что проведение заложенных в нем организационных, правовых и прочих мероприятий "не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета в 2003 году". Тогда из какого же?