"Белый Дом и Госдеп США исходят из того, что достижение реального суверенитета расположенных в Евразии государств является первоочередной задачей политики США. При этом Америка не в состоянии предложить региону свою восточноазиатскую модель развития через предоставление гарантий безопасности и оборонительного американского или натовского регионального зонтика", - заявил 24 октября 2007 года директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности (США) Николай Злобин в ходе доклада на круглом столе, прошедшем сегодня в Москве, на тему "Россия и США на постсоветском пространстве: взаимное выдавливание или сотрудничество?", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Любая политика США подразумевает сегодня борьбу против групп в местных евразийских элитах, включая российскую, которые преследуют сегодня свои групповые интересы вместо того, чтобы способствовать реализации национальных интересах своих стран и развитию в них демократии и свободного рынка. Это стало причиной глубокого разногласия Вашингтона и Москвы по вопросам природы и характера, так называемых, "цветных революций". Однако принципиальное решение Москвы сотрудничать с любым действующим в странах СНГ режимом, приветствуется Вашингтоном, - отметил эксперт, - хотя все тут понимают, что главной его причиной стала боязнь, что другие станут сотрудничать с российской оппозицией, а очередная "цветная революция" может произойти в России".

"Вопрос о сотрудничестве с Россией, являющейся "главной евразийской страной", которая имеет "вечные" интересы в регионе, не подвергается сомнению. Проблема лишь в том, как строить эти отношения, ибо Москва не без оснований считает, что постсоветские страны являются сферой ее глубоких национальных интересов, как минимум в области безопасности, социального управления, транспортировки энергоресурсов и т.д. Думается, что сегодня ни Москва, ни Вашингтон не в состоянии предложить друг другу модель сотрудничества. В этих условиях США скорее будут готовы пойти на модель "мягкого сотрудничества", без предварительной повестки со своей стороны и без традиционного разделения на сферы сотрудничества", - считает Злобин.

"Кроме того, официальный Вашингтон не устраивает позиция России "status quo" по решению, так называемых, замороженных конфликтов, хотя и в элите США тоже нет единого мнения по этим конфликтам и, соответственно, нет достаточной политической воли для участия в их решении, - отметил эксперт. - Американский истеблишмент находится под сильным давлением со стороны национальных элит, особенно из Средней Азии и Южного Кавказа, доказывающих ему, что Россия не способна на глубокие компромиссы в вопросах, касающихся развития евразийских государств. А расширение НАТО в сторону Евразии и потенциальное появление военных объектов США и НАТО в расположенных там странах вызывает у Москвы опасения за собственную безопасность".

"Главная проблема политики США в Евразии сегодня заключается в том, можно ли и как именно сочетать продолжение политики направленной на демократизацию, политическую стабилизацию и развитие рынков в евразийских странах с эффективным сотрудничеством с Россией, как в данном регионе, так и вне евразийских границ. Например, сотрудничество с Москвой по иранской ядерной проблеме видится Америке сегодня гораздо более важным, нежели американские политические интересы в Белоруссии. В любом случае Вашингтон предпочитает уйти от единого подхода в странах Евразии, в то время как Москва обвиняет его в наличие двойных стандартов в политике", - утверждает Злобин.

"Сотрудничество Москвы и Вашингтона в регионе будет более эффективным, если стороны перестанут, во-первых, заниматься политикой взаимного, причем, так, "на всякий случай" выдавливания, что особенно ярко проявляется в российской политике. Во-вторых, постараются прекратить бесперспективную политику выравнивания своих возможностей в регионе с возможностями другой стороны, что особенно заметно в политике США, а сконцентрируются на своих национальных интересах в Евразии. Нужен механизм поиска компромисса и отказа от попыток агрессивного преследования своих интересов в ущерб партнерам, политики взаимного выдавливания. Необходимо признать позитивную и негативную роль, как своей политики, так и политики своего партнера в евразийском регионе и перестать адресовать ее не региону, а друг другу", - считает эксперт.

"Конечно, американские интересы в Евразии и их продвижение во многом зависит от развития внутренней ситуации в США, - отметил Николай Злобин. - Политическая борьба в американской элите приводит к размыванию американской тактики в Евразии, а предвыборные американские циклы резко меняют иерархию целей и задач страны на данном этапе, дают возможность России и другим странам не только с успехом почти монопольно проводить свою политику в регионе, но и противостоять американской. Принимая во внимание приближающиеся избирательные циклы в России и США, совместная повестка дня и репутация в регионе только выиграет от заведомо заниженных взаимных ожиданий в течение ближайших пары лет. Однако это дает возможность элитам попытаться подготовить новую повестку дня, чтобы не повторять ситуацию предыдущих администраций, которые начинали с чистого листа или оказывались под влиянием групп специальных интересов".