"Евразия продолжает оставаться одним из самых динамичных, нестабильных и непредсказуемых регионов, где одновременно идут крайне противоречивые процессы и складываются национальные государства", - заявил 24 октября 2007 года директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности (США) Николай Злобин в ходе доклада на круглом столе, прошедшем сегодня в Москве, на тему "Россия и США на постсоветском пространстве: взаимное выдавливание или сотрудничество?", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Облик и характер региона, его социально-экономические и политические характеристики продолжают оставаться неопределенными. Сегодня Евразия существует только лишь как географическое, но не геополитическое понятие. Находящиеся в этом регионе страны развиваются независимо друг от друга, двигаются в разных направлениях. Регионообразующие факторы - экономические, политические, военные и другие - стали быстро размываться. Этот процесс быстро пошел вглубь на субрегиональный уровень, приводя к такому же эффекту. В результате перестали существовать как геополитические целостности Средняя Азия, Южный Кавказ, Восточная Европа. Они сегодня представляют собой комбинации государств, каждое из которых развивается в значительной степени независимо от соседей, решая свои социально-экономические и политические проблемы, как правило, вне региона и стремясь обеспечить свою безопасность через установление устойчивых связей с игроками извне, будь это НАТО, Евросоюз, США, Россия и т.д. Хотя межгосударственные организации в регионе и продолжают существовать, большинство из них носит формальный характер, они не могут сформулировать свои цели и задачи. Многочисленные попытки создать какие-то устойчивые союзы в регионе почти не привели к успеху, а там, где привели, например, ГУАМ или Шанхайская организация, есть серьезные интересы игроков извне, что и способствует их сравнительно эффективному функционированию", - считает эксперт.

"Все это, во-первых, делает евразийское пространство политически нестабильным, а его развитие неустойчивым и ассиметричным. В-вторых, требует от игроков извне поиска новых подходов к собственной политике в этом регионе. В-третьих, превращает Евразию в площадку соперничества, конкуренции и взаимного выдавливания больших стран, включая Россию и США. В-четвертых, превращает саму Евразию в бесперспективный регион, в развитие которого ни одна страна, за некоторым исключением Казахстана, не вкладывается стратегически ни политически, ни концептуально. Существует большая опасность того, что евразийский регион превращается не в нечто самостоятельное и самодостаточное, в региональный центр силы и влияния, а, скорее всего, станет заложником противоборства больших стран, отчасти повторяя судьбу, например, Европы периода холодной войны. То есть, он может стать театром своего рода "региональной холодной войны", - утверждает Злобин.

По мнению эксперта, "центробежные тенденции, запущенные с распадом СССР, не остановятся по границам его союзных республик, какими они были к концу его существования. Нет никаких серьезных причин полагать, что большая империя распадется по условным внутренним границам, многие из которых, как хорошо известно, были определены весьма субъективно и не соответствовали ни экономическим, ни политическим, ни тем более, этнокультурными. Распад СССР не закончился с распадом на его бывшие республики, он продолжается".

"Ближайшее десятилетие может стать периодом, когда на арену во всех евразийских странах, в том числе в России, выйдет поколение элиты, не имеющее корней в советской политической культуре, но гораздо более адекватно представляющее интересы своей страны и ее роли в мире", - считает Злобин.

"Объективно постсоветское пространство является сегодня местом политического противостояния, соперничества, борьбы за влияние, за ресурсы и рынки больших игроков извне, в первую очередь, России и США. Все больше активизируется в Евразии Китай и другие страны. Именно их политика в больше степени определяет и будет в ближайшее десятилетие определять ситуацию в регионе и геометрию его развития, чем политика местных государств. Если бы отношения США и России приобрели характер стратегического партнерства, о чем говорили лидеры этих стран еще несколько лет назад, ситуация в евразийском регионе была бы гораздо более стабильной, предсказуемой и перспективной", - заявил Николай Злобин.