Конференция "Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания и общеобразовательных учреждениях и разработки государственного стандарта общего образования второго поколения" в Центральном федеральном округе начала свою работу 23 октября в Москве. Данная конференция завершает цикл аналогичных мероприятий, прошедших во всех федеральных округах. На следующей стадии обсуждения, как сообщил заместитель министра образования РФ Исаак Калина, предполагается проведение аналогичных конференций на уровне субъектов Федерации.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, в работе конференции участвуют около 200 человек: учителя истории и обществознания - победители конкурса в рамках приоритетного национального проекта "Образование", представители Министерства образования РФ, Российской Академии наук, Российской Академии образования, а также авторы книг для учителя и готовящихся учебников "История России. Вторая половина ХХ - начало XXI века" Александра Филиппова и "Обществознание. Глобальный мир в XXI веке" под ред. Леонида Полякова.

"Впервые ученые пытаются не объяснять учителю как преподавать, а договариваться с ним по самому сложному вопросу - зачем преподавать ребенку этот материал", - подчеркнул Калина и выразил надежду, что в результате "наши дети и внуки будут изучать историю по учебникам, принципы которых не расходятся с принципами учителей". В связи с этим он призвал участников конференции и всех заинтересованных представителей образовательного сообщества знакомиться с опубликованными в интернете текстами обсуждаемых книг и вносить конкретные предложения по их совершенствованию.

С углубленным анализом и серьезной критикой книги для учителя "Новейшая история России. 1945-2006 гг." и проекта учебника, подготовленного на ее основе, выступил в ходе конференции заместитель председателя Экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания государственных образовательных стандартов и учебной литературы для высшей и средней школы, директор Института российской истории РАН, член-корреспондент РАН, профессор Андрей Сахаров. "Страна вступила в период исторической стабилизации, когда требуется объективный, взвешенный взгляд на прошлое", - констатировал он.

Как отметил Андрей Сахаров, в 90-е годы историческая наука взяла "бешеный реванш" за десятилетия пребывания под идеологическим прессом. Практически все положения Краткого курса истории ВКП(б), традиционно составлявшие концептуальную основу курсов новейшей истории Отечества, были опровергнуты и сметены потоком новой информации. Тем не менее, при этом были зачеркнуты и многие объективные положения, выработанные наукой, и многое было искажено в угоду сиюминутной политической выгоде. Тем не менее, по мнению Сахарова, 90-е годы не прошли даром для страны, т.к. это было время становления демократии, гражданских свобод, уважения к личности и частной собственности. "Мы предполагаем, что общество базируется на этих ценностях", - подчеркнул историк.

Сильной стороной книги для учителя и учебника новейшей истории России, по мнению Андрея Сахарова, является вовлечение в учебный оборот огромного количества нового материала - "от Сталина до Чубайса". "Учебник объективно взвешенные в противовес той идеологизации и политизации, которая разъедала наше общество в 90-х годах", - отметил он.

В то же время Андрей Сахаров указал на серьезные методологические недостатки рассматриваемых учебных книг. Прежде всего он отметил, что материал излагается с позиции примата интересов государства - "все, что выгодно государству, все прекрасно для страны и народа". "Но история не является историей государств, она является историей человеческой личности, совершенствования человека в материальном и духовном смысле", - подчеркнул он.

Другая серьезная претензия Сахарова касалась слишком большого внимания, уделяемого авторами книги для учителя и учебника централизаторской проблематике. "В истории России централизация играла огромную и положительную роль, но она часто шла вопреки интересам человека. К сожалению, централизацию усилили в ущерб развитию демократии", - заметил он.

В связи с этим историк поднял проблему цены тех несомненных успехов, которых достигло советское государство. "О цене говорится скороговоркой, - отметил Андрей Сахаров. - Так нельзя обращаться с историей народа. Надо показать, какой ценой народ восстанавливал страну после войны, осваивал целину, строил БАМ..."

По мнению Андрея Сахарова, необходимо внести коррективы и в оценку тоталитарной системы, которая существовала в СССР в 1920-1980-х гг. и "в конце концов завела и экономику, и политику в тупик". "В науке вопрос с той эпохой и со Сталиным решен, и споров здесь никаких нет, - подчеркнул он, - и хорошо, что раздел о роли личности Сталина в истории не перекочевал из книги для учителя в учебник".

"В учебнике ничего не сказано о том, какую роль сам народ сыграл в становлении тоталитарной системы, - продолжил историк. - Некоторая часть народа была опорой режима. Народ поддержал и ликбез, и индустриализацию, и строительство новых городов. Это было прекрасно, с точки зрения народа, но было ли это так же прекрасно с точки зрения того уровня, которого в то время достигла мировая цивилизация в развитых странах?"

И в то же время, подчеркнул он, "народ осилил великий тоталитаризм и освободил Восточную Европу ценой потери собственных геополитических приоритетов".

Кроме того, Андрей Сахаров обратил внимание на принижение исторической роли первого президента России и призвал дать более объективную оценку тем цивилизационным достижениям, которые стали достоянием страны, благодаря Борису Ельцину. Отметил он также необходимость дать более многоплановую оценку 90-м годам в целом и, в частности, событиям 1993 года, которые не только носили трагедийный характер, но и стали моментом, когда родилась Конституция новой России и определилась политическая система страны.

Особое внимание Андрей Сахаров уделил тому, как освещается в книге для учителя и в учебнике период конца XX - начала XXI века. "Самое опасное, на мой взгляд, это идеализация периода стабильности, - заявил он. - Но власть нас к этому не предопределяет. Должна быть здравая, спокойная оценка с опорой на роль государства, но должны быть показаны и те родимые пятна 90-х годов, которые сейчас еще мешают нам жить и творить".

В ходе состоявшегося обсуждения с острой критикой книги для учителя выступила также профессор московского Литературного института Мариэтта Чудакова, усмотревшая в ней попытку оправдать массовый террор, найдя ему объяснение в необходимости мобилизации рядовых граждан и управленческой элиты на решение задач, поставленных государством. "Нужны "несдвигаемые" аксиомы, - заявила она. - Если мы начнем объяснять учащемуся, что бывают мотивы для убийства миллионов, мы не вырастим не только патриотов, но и людей, способных к состраданию". "Нет идей, за которые можно уничтожить миллионы!", - подчеркнула Чудакова.

Отвечая на ее критику один из соавторов книги доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории МПГУ Александр Данилов отметил: "Единоличность и репрессивный характер власти при Сталине в книге показаны", и заявил, что не видит оснований драматизировать ситуацию.

Важность обновления исторического образования в школе и, в частности, разработки стандарта общего образования второго поколения по данному предмету отметил в своем докладе ученый секретарь Отделения историко-филологических наук РАН Андрей Петров. Как он отметил, в последнее время историческое невежество становится благоприятной почвой для политического манипулирования общественным сознанием во многих странах. "Историческое восприятие в современном обществе формирует на наука, а СМИ, кино, интернет, - констатировал Петров. - Но мы можем научить наших детей правильно анализировать информацию. Умение отличать фальшивку от подлинника, дезинформацию от информации это тот ключевой навык, который лучше всего вырабатывается на анализе исторических источников. Этот момент в наших курсах еще не проработан, и на него надо обратить внимание".

Со своей стороны, руководитель коллектива авторов учебника, заместитель директора Национальной лаборатории внешней политики Александр Филиппов пояснил, что одной из целей разработки концепции книги для учителя и учебника было противостояние политизированным историческим концепциям, направленным против современной России, которые пропагандируются сейчас во многих странах бывшего СССР и социалистического лагеря. "Мы сочли, что желательно заложить в школьное преподавание истории прививку от исторического ревизионизма", - заявил он.

В основу разработок авторского коллектива положена суть национальных интересов, "как их сегодня понимает власть, и как они сформулированы в посланиях президента", продолжил пояснения его соавтор Александр Данилов.

Еще дальше пошел профессор кафедры истории, социологии и политики образования и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Вяземский, заявивший, что обсуждаемая книга для учителя представляет собой "некий пример национального единства" в понимании проблем второй половины XX - начала XXI века и способна "сплачивать нацию на платформе поддержки курса российского государства". "Грубо говоря, этак книга написана с позиций поддержки президента", - заключил он.

Последнее высказывание заставило заместителя министра образования Исаака Калину напомнить: "Мы собрались точно не для продвижения какого-то решения, а для обсуждения".

Как передает корреспондент ИА REGNUM, в ходе пресс-конференции, состоявшейся в первый день конференции, ее участники отказались комментировать вопрос о том, получит ли учебник "История России. Вторая половина ХХ - начало XXI века" одобрение экспертной комиссии Российской Академии наук, или же будет отправлен на доработку, учитывая серьезные замечания, высказанные, в частности, представителями РАН. "Если о каком-то учебнике узнают раньше, чем о других, это создает ему огромное конкурентное преимущество", - заявил Исаак Калина.

Информация о том, какие учебники прошли или не прошли экспертизу, станет известна, когда в конце декабря, когда в "Российской газете", в "Вестнике образования" и на сайте Министерства образования будет опубликован федеральный перечень учебников на 2008 - 2009 гг., сообщил он.

В настоящее время данный учебник существует на стадии макета и ведется его обсуждение. Как ожидается, после того как он будет допущен к употреблению в школах, учебник, в соответствии с принятой процедурой, будет издан пилотным тиражом и пройдет апробацию в школах, прежде чем будет вторично представлен на экспертизу для получения грифа "Рекомендовано". "Нам надо будет проделать работу над текстом, чтобы внести в него полученные замечания", - сказал Александр Филиппов.

В состав учебно-методического комплекса помимо книги для учителя и учебника послевоенной истории России с добавлением компакт-диска, содержащего карты, иллюстративный материал и дополнительные задания, войдут методические рекомендации и материалы поурочного планирования.

Как сообщил один из членов авторского коллектива Александр Данилов материлы учебника будут присутствовать и в контрольно-измерительных материалах.

Впрочем, Исаак Калина подчеркнул, что право учителя выбирать учебник из числа внесенных в федеральный перечень, по которому он считает нужным работать, никто не отменял. "Учитель - фактор номер один в образовании. Учитель использует учебник, но нельзя позволять учебнику использовать учителя", - заявил заместитель министра.

Справка ИА REGNUM: Приводим выдержки из Концепции учебника "История России. Вторая половина ХХ - начало XXI века" для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, составленной Евгением Вяземским.

"Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодежь сделала сознательный выбор в пользу позиции гражданина России, знающего и понимающего в чем именно заключается национальный интерес России и ее граждан в современном мире. Восприятие того, что лежит в основе стратегических интересов России, определяет гражданский выбор каждого человека, его систему ценностей и приоритетов".

К особенностям исторического пути России авторы учебника относят "последовательное раскрытие ценности самостоятельного определения места нашей страны и общества в истории, свободы выбора в будущем и сохранения этого выбора у грядущих поколений".

"Учебный материал при его освоении подведет школьников к мысли, что Россия обладает специфическими, обусловленными логикой развития исторического процесса, национально-государственными интересами, понимание которых объединяет страну вокруг общих целей, делает её более сильной. И только те политики, которые проводят курс на защиту национальных интересов России, получают поддержку народа и становятся национальными лидерами", - говорится далее.

"Значение данного учебника состоит в том, что в его методологическую основу заложены новейшие разработки российских ученых, актуализирующие оценки нашей истории с точки зрения задач защиты и укрепления государственного суверенитета. Таким образом, учебник вносит вклад в формирование государственной идеологии, - отмечается в Концепции. - Значимость данного учебника обусловлена тем, что он является педагогическим средством для воспитания гражданского патриотизма молодежи России как высшей нравственной ценности и гражданственности как качества личности.

Предлагаемый учебник на основе большого фактического материала подводит школьников к пониманию того, что невозможно быть ответственным гражданином одной из ведущих стран мира, если не понять для себя ценность и бремя гражданина суверенной страны. Невозможно стать подлинным гражданином, если не осознать масштаб жертв, которые были отданы за возможность жить в свободной стране. Демократия - это свобода, ответственность и конкуренция".

В Концепции учебника также подчеркивается: "В России возникает стабильная государственная система, стимулирующая увеличение мощи страны и позволяющая в большей степени проявлять заботу о её гражданах. Россия неизменно опиралась на глубинный патриотизм своего народа, на его преданность и жертвенность. Связь времен не должна прерываться".

Полностью с текстом Концепции и книги для учителя "Новейшая история России. 1945-2006 гг." можно ознакомиться на сайте http://www.history.standart.edu.ru/.