"Прививка от исторического ревизионизма" или оправдание репрессий? - новый учебник по истории продолжает вызывать споры
Белгородская область, 23 октября, 2007, 23:43 — ИА Регнум. Конференция "Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания и общеобразовательных учреждениях и разработки государственного стандарта общего образования второго поколения" в
Как передает корреспондент ИА REGNUM, в работе конференции участвуют около 200 человек: учителя истории и обществознания - победители конкурса в рамках приоритетного национального проекта "Образование", представители Министерства образования РФ,
"Впервые ученые пытаются не объяснять учителю как преподавать, а договариваться с ним по самому сложному вопросу - зачем преподавать ребенку этот материал", - подчеркнул Калина и выразил надежду, что в результате "наши дети и внуки будут изучать историю по учебникам, принципы которых не расходятся с принципами учителей". В связи с этим он призвал участников конференции и всех заинтересованных представителей образовательного сообщества знакомиться с опубликованными в интернете текстами обсуждаемых книг и вносить конкретные предложения по их совершенствованию.
С углубленным анализом и серьезной критикой книги для учителя "Новейшая история России. 1945-2006 гг." и проекта учебника, подготовленного на ее основе, выступил в ходе конференции заместитель председателя Экспертной комиссии
Как отметил Андрей Сахаров, в 90-е годы историческая наука взяла "бешеный реванш" за десятилетия пребывания под идеологическим прессом. Практически все положения Краткого курса истории ВКП(б), традиционно составлявшие концептуальную основу курсов новейшей истории Отечества, были опровергнуты и сметены потоком новой информации. Тем не менее, при этом были зачеркнуты и многие объективные положения, выработанные наукой, и многое было искажено в угоду сиюминутной политической выгоде. Тем не менее, по мнению Сахарова, 90-е годы не прошли даром для страны, т.к. это было время становления демократии, гражданских свобод, уважения к личности и частной собственности. "Мы предполагаем, что общество базируется на этих ценностях", - подчеркнул историк.
Сильной стороной книги для учителя и учебника новейшей истории России, по мнению Андрея Сахарова, является вовлечение в учебный оборот огромного количества нового материала - "от Сталина до Чубайса". "Учебник объективно взвешенные в противовес той идеологизации и политизации, которая разъедала наше общество в 90-х годах", - отметил он.
В то же время Андрей Сахаров указал на серьезные методологические недостатки рассматриваемых учебных книг. Прежде всего он отметил, что материал излагается с позиции примата интересов государства - "все, что выгодно государству, все прекрасно для страны и народа". "Но история не является историей государств, она является историей человеческой личности, совершенствования человека в материальном и духовном смысле", - подчеркнул он.
Другая серьезная претензия Сахарова касалась слишком большого внимания, уделяемого авторами книги для учителя и учебника централизаторской проблематике. "В истории России централизация играла огромную и положительную роль, но она часто шла вопреки интересам человека. К сожалению, централизацию усилили в ущерб развитию демократии", - заметил он.
В связи с этим историк поднял проблему цены тех несомненных успехов, которых достигло советское государство. "О цене говорится скороговоркой, - отметил Андрей Сахаров. - Так нельзя обращаться с историей народа. Надо показать, какой ценой народ восстанавливал страну после войны, осваивал целину, строил БАМ..."
По мнению Андрея Сахарова, необходимо внести коррективы и в оценку тоталитарной системы, которая существовала в СССР в 1920-1980-х гг. и "в конце концов завела и экономику, и политику в тупик". "В науке вопрос с той эпохой и со Сталиным решен, и споров здесь никаких нет, - подчеркнул он, - и хорошо, что раздел о роли личности Сталина в истории не перекочевал из книги для учителя в учебник".
"В учебнике ничего не сказано о том, какую роль сам народ сыграл в становлении тоталитарной системы, - продолжил историк. - Некоторая часть народа была опорой режима. Народ поддержал и ликбез, и индустриализацию, и строительство новых городов. Это было прекрасно, с точки зрения народа, но было ли это так же прекрасно с точки зрения того уровня, которого в то время достигла мировая цивилизация в развитых странах?"
И в то же время, подчеркнул он, "народ осилил великий тоталитаризм и освободил Восточную Европу ценой потери собственных геополитических приоритетов".
Кроме того, Андрей Сахаров обратил внимание на принижение исторической роли первого президента России и призвал дать более объективную оценку тем цивилизационным достижениям, которые стали достоянием страны, благодаря
Особое внимание Андрей Сахаров уделил тому, как освещается в книге для учителя и в учебнике период конца XX - начала XXI века. "Самое опасное, на мой взгляд, это идеализация периода стабильности, - заявил он. - Но власть нас к этому не предопределяет. Должна быть здравая, спокойная оценка с опорой на роль государства, но должны быть показаны и те родимые пятна 90-х годов, которые сейчас еще мешают нам жить и творить".
В ходе состоявшегося обсуждения с острой критикой книги для учителя выступила также профессор московского Литературного института Мариэтта Чудакова, усмотревшая в ней попытку оправдать массовый террор, найдя ему объяснение в необходимости мобилизации рядовых граждан и управленческой элиты на решение задач, поставленных государством. "Нужны "несдвигаемые" аксиомы, - заявила она. - Если мы начнем объяснять учащемуся, что бывают мотивы для убийства миллионов, мы не вырастим не только патриотов, но и людей, способных к состраданию". "Нет идей, за которые можно уничтожить миллионы!", - подчеркнула Чудакова.
Отвечая на ее критику один из соавторов книги доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории МПГУ Александр Данилов отметил: "Единоличность и репрессивный характер власти при Сталине в книге показаны", и заявил, что не видит оснований драматизировать ситуацию.
Важность обновления исторического образования в школе и, в частности, разработки стандарта общего образования второго поколения по данному предмету отметил в своем докладе ученый секретарь Отделения историко-филологических наук РАН
Со своей стороны, руководитель коллектива авторов учебника, заместитель директора Национальной лаборатории внешней политики Александр Филиппов пояснил, что одной из целей разработки концепции книги для учителя и учебника было противостояние политизированным историческим концепциям, направленным против современной России, которые пропагандируются сейчас во многих странах бывшего СССР и социалистического лагеря. "Мы сочли, что желательно заложить в школьное преподавание истории прививку от исторического ревизионизма", - заявил он.
В основу разработок авторского коллектива положена суть национальных интересов, "как их сегодня понимает власть, и как они сформулированы в посланиях президента", продолжил пояснения его соавтор Александр Данилов.
Еще дальше пошел профессор кафедры истории, социологии и политики образования и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Вяземский, заявивший, что обсуждаемая книга для учителя представляет собой "некий пример национального единства" в понимании проблем второй половины XX - начала XXI века и способна "сплачивать нацию на платформе поддержки курса российского государства". "Грубо говоря, этак книга написана с позиций поддержки президента", - заключил он.
Последнее высказывание заставило заместителя министра образования Исаака Калину напомнить: "Мы собрались точно не для продвижения какого-то решения, а для обсуждения".
Как передает корреспондент ИА REGNUM, в ходе пресс-конференции, состоявшейся в первый день конференции, ее участники отказались комментировать вопрос о том, получит ли учебник "История России. Вторая половина ХХ - начало XXI века" одобрение экспертной комиссии Российской Академии наук, или же будет отправлен на доработку, учитывая серьезные замечания, высказанные, в частности, представителями РАН. "Если о каком-то учебнике узнают раньше, чем о других, это создает ему огромное конкурентное преимущество", - заявил Исаак Калина.
Информация о том, какие учебники прошли или не прошли экспертизу, станет известна, когда в конце декабря, когда в "Российской газете", в "Вестнике образования" и на сайте Министерства образования будет опубликован федеральный перечень учебников на 2008 - 2009 гг., сообщил он.
В настоящее время данный учебник существует на стадии макета и ведется его обсуждение. Как ожидается, после того как он будет допущен к употреблению в школах, учебник, в соответствии с принятой процедурой, будет издан пилотным тиражом и пройдет апробацию в школах, прежде чем будет вторично представлен на экспертизу для получения грифа "Рекомендовано". "Нам надо будет проделать работу над текстом, чтобы внести в него полученные замечания", - сказал Александр Филиппов.
В состав учебно-методического комплекса помимо книги для учителя и учебника послевоенной истории России с добавлением компакт-диска, содержащего карты, иллюстративный материал и дополнительные задания, войдут методические рекомендации и материалы поурочного планирования.
Как сообщил один из членов авторского коллектива Александр Данилов материлы учебника будут присутствовать и в контрольно-измерительных материалах.
Впрочем, Исаак Калина подчеркнул, что право учителя выбирать учебник из числа внесенных в федеральный перечень, по которому он считает нужным работать, никто не отменял. "Учитель - фактор номер один в образовании. Учитель использует учебник, но нельзя позволять учебнику использовать учителя", - заявил заместитель министра.
Справка ИА REGNUM: Приводим выдержки из Концепции учебника "История России. Вторая половина ХХ - начало XXI века" для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, составленной Евгением Вяземским.
"Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодежь сделала сознательный выбор в пользу позиции гражданина России, знающего и понимающего в чем именно заключается национальный интерес России и ее граждан в современном мире. Восприятие того, что лежит в основе стратегических интересов России, определяет гражданский выбор каждого человека, его систему ценностей и приоритетов".
К особенностям исторического пути России авторы учебника относят "последовательное раскрытие ценности самостоятельного определения места нашей страны и общества в истории, свободы выбора в будущем и сохранения этого выбора у грядущих поколений".
"Учебный материал при его освоении подведет школьников к мысли, что Россия обладает специфическими, обусловленными логикой развития исторического процесса, национально-государственными интересами, понимание которых объединяет страну вокруг общих целей, делает её более сильной. И только те политики, которые проводят курс на защиту национальных интересов России, получают поддержку народа и становятся национальными лидерами", - говорится далее.
"Значение данного учебника состоит в том, что в его методологическую основу заложены новейшие разработки российских ученых, актуализирующие оценки нашей истории с точки зрения задач защиты и укрепления государственного суверенитета. Таким образом, учебник вносит вклад в формирование государственной идеологии, - отмечается в Концепции. - Значимость данного учебника обусловлена тем, что он является педагогическим средством для воспитания гражданского патриотизма молодежи России как высшей нравственной ценности и гражданственности как качества личности.
Предлагаемый учебник на основе большого фактического материала подводит школьников к пониманию того, что невозможно быть ответственным гражданином одной из ведущих стран мира, если не понять для себя ценность и бремя гражданина суверенной страны. Невозможно стать подлинным гражданином, если не осознать масштаб жертв, которые были отданы за возможность жить в свободной стране. Демократия - это свобода, ответственность и конкуренция".
В Концепции учебника также подчеркивается: "В России возникает стабильная государственная система, стимулирующая увеличение мощи страны и позволяющая в большей степени проявлять заботу о её гражданах. Россия неизменно опиралась на глубинный патриотизм своего народа, на его преданность и жертвенность. Связь времен не должна прерываться".
Полностью с текстом Концепции и книги для учителя "Новейшая история России. 1945-2006 гг." можно ознакомиться на сайте http://www.history.standart.edu.ru/.