В Ставропольском крае принят ряд мер по снижению цен на продовольственные товары первой необходимости. Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM помощник и.о. вице-губернатора Виктория Сизоненко, комплекс мер по снижению цен был предложен на совещании в правительстве края. На совещании было достигнуто соглашение с крупнейшими производителями хлеба и хлебобулочных изделий о том, что цены на хлеб перестанут расти.

По словам заместителя министра сельского хозяйства, цена на хлеб производства ОАО "Хлебозавод № 3" (Ставрополь) повысилась 1 августа 2007 года. Оптовая цена булки хлеба весом 600 граммов составила 10 рублей 53 копейки, при торговой наценке 14%, в розницу хлеб продается по 12 рублей. До повышения цена булки составляла 10 рублей. Мера эта была вынужденная, потому что производство социального хлеба после повышения цен на зерно стало для предприятия убыточным. Ситуацию удерживали за счет других видов хлебобулочных изделий. При этом рентабельность составляла менее 1%, уровень заработной платы работников был крайне низким, из-за чего начался отток специалистов с предприятия. В настоящее время увеличена заработная плата работникам предприятия на сумму до 30% от прежней. Цена зерна с клейковиной для предприятия составляет 7 000 рублей за тонну с учетом необходимости расчета за товарный кредит. Соответственно стоимость муки составляет 8 рублей 64 копейки, а рентабельность в целом по предприятию - 2,04 %.

Однако в крае есть и другие примеры обеспечения населения хлебом. Так, администрации городов Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Георгиевск и ряда других городских округов и районов осуществляют поддержку объектов пищевой промышленности. Они способствовали заготовке продовольственного зерна пшеницы, а также созданию собственной торговой сети хлебозаводов. В настоящее время более 50% выпекаемых хлебобулочных изделий реализуется в собственной торговой сети. Магазины "Магнит", "Делла", "Тройка" для реализации предпочтительно берут хлеб и хлебобулочные изделия местных хлебозаводов, которые, в отличие от мелких пекарен, производят хлеб по классическим технологиям с полным лабораторным контролем. ОАО "Пятигорский хлебокомбинат" и ОАО "Ессентуки-хлеб" имеют собственные пахотные земли и производят соответственно до 18 тысяч тонн и 6 тысяч тонн зерна. Цена хлеба на этих территориях меньше на 1-3 рубля и составляет 9-11 рублей. В Ставрополе ЗАО "Хлебозавод № 3" не имеет ни собственной торговой сети, ни земель под посевы пшеницы.

Руководители хлебозаводов агропромышленного комплекса края заверили руководство Министерства сельского хозяйства, что нивелирование цен на хлеб в сторону увеличения невыгодно многим предприятиям. Мощности хлебозаводов загружены на 50-70%, борьба за покупателя заставляет повышать качество и ассортимент выпускаемой продукции и сдерживать цены. Реальной возможности снижения существующих цен на хлеб нет.

Аналогичная ситуация сложилась с ценообразованием на подсолнечное масло. Из-за резкого повышением цен на масло-семена подсолнечника - с 7 рублей в 2006 году до 15 рублей за 1 кг в 2007 году - себестоимость масла подсолнечного соответственно увеличилась и составила 40-42 рубля за 1 кг. Говоря о росте цен на яйцо, необходимо отметить, что в большинстве случаев у птицефабрик края отсутствуют логистические схемы доставки своей продукции до магазинов, и, следовательно, доставляют яйцо и диктуют свои цены перекупщики. Однако положительным является тот факт, что цена на яйцо пошла вниз, и эта тенденция будет сохраняться.

Увеличение оптово-отпускных цен на молочную продукцию в период с августа по октябрь произошло по причине роста закупочных цен на сырьё. Так, стоимость молока-сырья возросла с 40% до 60% и составляет от 9 рублей до 13,5 рубля за 1 кг молока, в то время как рост оптово-отпускных цен на готовую продукцию составил от 9% до 35%. Кроме того, возросла стоимость вспомогательных материалов, электроэнергии, горюче-смазочных материалов. Вместе с тем предприятия сдерживают рост цен на готовую социально значимую молочную продукцию, несмотря на то, что рентабельность на большинстве предприятий составляет 1-2%.

Для стабилизации цен на социально значимые продукты питания Министерством сельского хозяйства было предложено предусмотреть в бюджете края и муниципальных образований статьи расходов на продовольственные нужды, в том числе для закупок зерна на хлебопечение. Торгующим организациям рекомендовано возмещать расходы производителям основных продуктов питания по доставке продукции в торговую сеть, устанавливать торговую надбавку в размере не более 10%, для стабилизации цен на молочную продукцию ходатайствовать перед Государственной думой Ставропольского края о законодательной инициативой в парламент России по изменению порядка уплаты налога на добавленную стоимость, изложив п. 4 ст. 154 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации. В этой редакции отмечается: "При реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц и юридических лиц, освобожденных от уплаты НДС, и продуктов её переработки по перечню, утверждаемому правительством Российской Федерации, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 настоящего кодекса с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции в соответствии с процентным соотношением товаров, закупленных с учетом НДС и без учета НДС, по данным за месяц, предшествующий отчетному".

Правительству края предложено "ежегодно предусматривать при формировании бюджета края денежные средства на выплату субсидий сельхозтоваропроизводителям". Но при этом необходимо проследить: не уходит ли продукция субсидированных сельхозпроизводителей в соседние регионы.

Министерством экономического развития и торговли разработан проект соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве между министерством и крупными торговыми сетевыми компаниями. В нем предусмотрена, в частности, максимальная надбавка на основные социально-значимые продовольственные товары (хлеб и хлебобулочные изделия, цельномолочная продукция, сахар, соль, масло растительное) - не более 7-9%. В соглашении также прописаны такие моменты, как размещение данной продукции производителей Ставропольского края в ассортименте не менее 50%, как вопросы ежегодного увеличения рабочих мест и среднемесячной заработной платы работающих, а также предоставление информации министерству по данным показателям. Крупные торговые организации заключили соглашения о сотрудничестве с местными товаропроизводителями и сформировали наценки на основные продовольственные товары. Аналогичный проект соглашений направлен администрациям районов и городских округов. Соглашения с торговыми предприятиями, организациями потребительской кооперации, предприятиями-производителями пищевых товаров, имеющими фирменные магазины на подведомственной территории, и индивидуальными предпринимателями должны быть подписаны до 1 ноября. Проект соглашений предусматривает приоритетную работу с краевыми производителями и ограничение торговой надбавки в розничной сети до 7-9% на продовольственные товары первой необходимости.

Анализ показал, что в крупных сетях наценка на цельномолочную продукцию в среднем в крае составляет не более 8-10%, на животную - 10-15%, на сыры натуральные - 12-15%, масло растительное - 12-20%, яйцо - 10-15%. В средних организациях розничной торговли уровень наценки составляет: в Ставрополе - на цельномолочную продукцию 15-18%, масло животное - до 10%, масло растительное - 25-30%, яйцо 30-35%. Аналогичная ситуация сложилась в Изобильненском районе. В городах региона Кавказских Минеральных Вод изменение наценок на цельномолочную продукцию более значительное - они составляют 15-20%. Изменение вызвано закрытием ряда молочных заводов и необходимостью завоза продукции из более отдаленных мест. Наценка на масло животное составляет 10-15%, сыры - 25-30%, яйца - до 35%. Наценка на хлеб первого сорта составляет от 10 до 15%.

По итогам совещания Министерству экономического развития и торговли Ставропольского края поручено подготовить проект распоряжения губернатора "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на некоторые продовольственные товары первой необходимости" до 19 октября 2007 года, проводить еженедельный мониторинг розничных цен на продовольственные товары первой необходимости в организациях розничной торговли. Министерству сельского хозяйства Ставропольского края поручено подготовить обращение в правительство Российской Федерации о необходимости разработки комплекса мер, направленных на развитие и модернизацию предприятий пищевой перерабатывающей промышленности и закупку сырья путем выделения целевых субсидий из федерального бюджета до 1 ноября 2007 года. При заключении договоров на предоставление льготных кредитов сельхозпроизводителям и предприятиям пищевой перерабатывающей промышленности поручено предусмотреть заключение соглашения о сдерживании цен на продовольственные товары первой необходимости. На предприятиях пищевой промышленности Ставропольского края необходимо проработать вопрос формирования отпускных цен на товары первой необходимости в срок до 1 декабря. Региональной тарифной комиссии поручено в срок до 1 ноября 2007 года подготовить обращение в правительство России с предложением о предоставлении субъектам полномочий по введению регулирования наценок на товары первой необходимости в экстренных ситуациях.

Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов рекомендовано создать рабочую группу для контроля за размером торговых надбавок на продовольственные товары первой необходимости. Рекомендовано открыть горячую линию для информирования о фактах значительного повышения цен на указанные товары и оперативного пресечения фактов злоупотребления. ГУВД по краю рекомендовано проводить работу по выявлению и пресечению фактов необоснованного завышения цен на предприятиях пищевой промышленности края и торговой сети Ставропольского края. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю рекомендовано усилить контроль за поступлением в торговую сеть края продовольственных товаров первой необходимости. Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю рекомендовано проверить предприятия пищевой промышленности края и организации торговли на предмет выявления нарушений законодательства по данному вопросу.