В Азербайджане опровергают сообщение об обнаружении останков мощей святого Дади

Баку, 20 октября 2007, 00:21 — REGNUM  Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики и Институт археологии и этнографии Национальной Академии наук Азербайджана опровергают информацию ИА REGNUM о том, что в Нагорном Карабахе обнаружены мощи святого Дади, которая была опубликована 31 июля.

ИА REGNUM приводит текст обращения полностью (орфография и пунктуация сохранены):

"В данном сообщении речь идет об одном из значительных памятников албанского христианства - Худаванском архитектурном комплексе, почему-то причисленном в ряд памятников армянской архитектуры. Он расположен недалеко от города Келбелжар (в сообщении дано искаженное название города - Карвачар) в оккупированном армянами районе, самовольно переименованном ими в Нор Шаумянский, в переводе на русский яазык означающий Ново-Шаумяанский.

По преданию, данный памятник был построен в намять святого Дади, т.е. апостола Фадея (Тадея) - одного из учеников Иисуса Христоса. Информация агентства REGNUM гласит о том, что якобы в результате раскопок во второй декаде июля 2007 года здесь были обнаружены мощи святого Дади. Известно, что апостол Фадей был убит по приказу армянского царя Санатрука ("История албан", часть I, глава 6) довольна далеко от Келбаджара. Судя по данным средневековых письменных источников, гробница апостола Фадея находилась в Артазе - в местности, где он был убит (Киракос. "История", глава 49). Армянские исследователи локализуют Артаз южнее реки Аракс, на одном из притоков этой реки (смотрите: Я.А.Манандян, О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен. Ереван, 1954, с.53, 160-161, 163). В результате землетрясение 1319 года монастырь и церковь святого Фадея в Артазе подверглись разрушению (смотрите: Я.А.Манандян, Указ. труд, с.302), исходя из этого, в какой-то степени прав карабахский священник Паргев Србазян, заявивший корреспонденту REGNUM: "... До этого мы не знали, сохранились ли мощи...". Таким образом, мощи святого Дади - ученика Иисуса Христоса никак не могли быть обнаружены в Худаванском архитектурном комплексе.

В сообщении приводится также легенда о том, что данный памятник был построен на месте погребения одного из учеников апостола Фадея, преданного мученической смерти в Арцахе за проповедование христианства. Он именуется в "Истории албан" (часть I, глава 6) святым Елисеем. Однако, мощи святого Елисея были впервые обнаружены еще в IV или V веке, о чем говорится в 7-й главе I части "Истории албан", названной "Обретение мощей просветителя востока святого Елисея". Здесь же сообщается о том, что мощи святого Елисея были переданы на хранение в монастырь Святого братства Нерс-Мирх ("История албан", часть I, глава 7). Это исключает возможно выявления мощей святого Елисея - ученика Фадея в Худаванке.

Остается лишь загадывать: чьи же все-таки кости были обнаружены в Худаванке во время раскопок, проведенных без официального разрешение Министерства Культуры и Туризма Азербайджанской Республики и Института Археологии и Этнографии Национальной Академии наук Азербайджана?"

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail