Жгучее любопытство

(Андрей Хохлов, "Труд-Енисей", 18.10.2007)

По странному стечению обстоятельств в Красноярске регулярно горят автобусные депо. Поэтому, когда десять дней назад в Октябрьском районе загорелся (как утверждают источники "Труда-Енисея", с крыши) гараж частного предпринимателя Игнатьева, реакция силовых структур, представителей власти и общественности была, можно сказать, отработанной в силу печального опыта. Валерий Сергиенко, депутат Законодательного собрания, сообщил нашей газете: "Раз автобусы горят у частного бизнеса, - думаю, велика вероятность недобросовестной конкуренции, когда соперники расправляются друг с другом откровенно криминальными способами на рынке перевозок. Любопытно, что в других отраслях промышленности давно уже перешли на "более интеллектуальные" способы расправы - рейдерские захваты и так далее".

Заместитель руководителя департамента экономической политики, курирующий проблемы транспорта в краевой администрации, Денис Пашков пока отказался комментировать "Труду-Енисею" тему до окончания следствия.

А начальник краевого УВД Александр Горовой создал специальную следственно-оперативную группу, которая сейчас занимается делом о девяти сгоревших машинах. По предварительным данным, сумма ущерба составляет около сорока миллионов рублей - автобусы были новые. Они обслуживали в основном 97-й и 82-й маршруты, то есть входили в категорию так называемых вместительных - как, например, ЛиАЗы и "МАНы".

К счастью, обошлось без жертв. Однако подробности происшедшего заставляют предположить, что вероятным поджигателям было безразлично, находились той ночью в боксе люди или нет, - как комментируют ЧП представители противопожарных служб, гаражи, автомобильные депо или боксы являются объектами высокой опасности возгорания. Бензин, ветошь, краска, легковоспламеняющиеся материалы... Кроме того, в случае пожара температура в таких помещениях мгновенно возрастает до критически высокой, потому что пламя распространяется чрезвычайно быстро и тем самым затрудняет процесс тушения.

Как сообщили журналистам в отделе противопожарной пропаганды ГУ МЧС Красноярского края, специалисты предполагают, что причиной пожара послужил поджог, так как было обнаружено несколько очагов возгорания. Однако это пока не окончательная версия. "Автомобильный бокс загорелся в 4.40 по местному времени. Задымление почувствовали охранники и позвонили в "01". Пожарные прибыли на место через шесть минут. Одиннадцать автобусов из двадцати удалось эвакуировать силами сотрудников автопарка. Остальные сгорели дотла. Пожару был присвоен третий номер сложности. Пожар тушили почти шесть часов 15 единиц техники", - рассказал представитель МЧС. После инцидента в частном автобусном парке возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 167 УК РФ (умышленное уничтожение имущества), сообщили в пресс-службе ГУВД Красноярского края. По данным пресс-службы, у оперативно-следственной группы есть сведения, позволяющие полагать, что был совершен поджог. "Эта версия выдвинута как основная. Но кроме нее также рассматриваются и другие версии: короткое замыкание электропроводки, неосторожное обращение с огнем и другие", - отметили в пресс-службе. Об этом сообщает агентство "Интерфакс".

Начальник Октябрьского РУВД Юрий Алтынов на брифинге заявил: "У нас есть сведения, позволяющие полагать, что был совершен поджог".

Итак, что же случилось? Как сообщил корреспонденту "Труда-Енисея" председатель Красноярской краевой профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Виктор Медведев, пострадавшее предприятие частного предпринимателя Игнатьева, скорее всего, - пример нового передела рынка пассажирских перевозок краевого центра. По данным красноярских масс-медиа, весь он оценивается в 3 200 миллионов рублей и возрастает на три процента в год. Пирог более чем привлекательный.

- Вспомните, как в конце девяностых трижды пытались сжечь и в конце концов сожгли шестое пассажирское автотранспортное предприятие, что на улице Томской. Интересно, что и в том, и в нынешнем случае огонь уничтожил большие автобусы, - следовательно, мы можем предположить, что кто-то очень не заинтересован в появлении на красноярских улицах комфортабельных вместительных машин. Я просто уверен, что пожар на улице Калинина прямо связан с городской реформой движения, с изменением схемы пассажирского транспорта. А именно - с сокращением количества небольших "ПАЗиков".

- Это что же, можно подумать, что владельцы "ПАЗиков" залезли на крышу игнатьевского депо со спичками?

- Я ни в коем случае не утверждаю этого. До момента, когда закончится следствие, могу сказать только одно: в Красноярске, к сожалению, слишком много неадекватных людей, - прокомментировал "Труду-Енисею" ситуацию Виктор Медведев.

Действительно, как писали в ту горячую пору федеральные СМИ, "сильный пожар произошел в ночь на понедельник в Красноярске на территории пассажирского автотранспортного предприятия № 6. Как сообщили агентству "МК-Новости" в пресс-службе Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, пожар начался в 3.52 в гаражах. Пожарным потребовалось более семи часов, чтобы справиться со стихией. В результате сгорели 23 автобуса "Икарус" и 18 автобусов "ЛиАЗ". Ориентировочный ущерб составил 1 миллиард рублей". Разве адекватный человек поступил бы так - если, разумеется, речь идет о поджоге? Однако, впрочем, как говорилось выше, не исключены и другие версии. Например, неосторожное обращение с огнем. Именно по этой причине пожар уничтожил недавно два автобуса в Шарыпово, где в ремонтном боксе ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие" либо покурили неправильно, либо бензин разлили... И хотя там ущерб составил не такую большую сумму, 34 машины из гаража все же пришлось эвакуировать... Но когда речь идет о многомиллиардном рынке перевозок, невольно задаешься вопросом римского права - "Кому выгодно?". Продолжая мысль Виктора Медведева о переделе собственности в пользу крупных компаний, могу вернуть вас, уважаемый читатель, в 2001 год. Тогда администрация Александра Лебедя вплотную занялась проблемой поставок в Красноярск современных городских автобусов. В качестве деловых партнеров губернской управы выступали, например, шведская корпорация "Вольво" и омское лицензионно-отверточное предприятие "Сканиа", которые, по сообщениям местных газет, готовы были поставить партии автобусов на приемлемых условиях. Однако в спор за пассажира вмешалась одна из крупных российских компаний, предложившая администрации края машины по очень выгодной цене - на 100 тысяч долларов ниже, чем у шведов и омичей. Итоги тендера так и остались за кулисами конкурентной борьбы. Но сейчас, по некоторым сведениям, та же компания намерена завоевать около четверти рынка перевозок в краевом центре. Неужели "белые воротнички" двухтысячных пошли на методы криминальных девяностых?

- Сложно сказать, - считают в красноярском Союзе товаропроизводителей и предпринимателей. - Сейчас гиганты российского бизнеса ведут переделы собственности грамотно и с соблюдением буквы закона.

Может быть, на крышу бокса действительно залез психически больной гражданин?

Кстати, с версией о новом переделе рынка не согласен и начальник отдела организации пассажирских перевозок администрации Красноярска Сергей Веселков: "Во-первых, до окончания следствия что-либо комментировать я не вправе. Во-вторых, что касается вашего вопроса об истории пожаров в шестом муниципальном предприятии - сравнивать эти эпизоды не вполне корректно. Восемь лет назад рынок был совсем другой, и тогда можно было говорить о предполагаемой борьбе между муниципалами и частным бизнесом. А сейчас, повторяю, пострадал частный предприниматель, и разбирается следствие...".

Провалы в памяти

(Российская газета" - Енисей №4494, 17 октября 2007 г.)

Край стоит перед угрозой потери своего исторического облика.

На рабочем столе Зои Благих, руководителя краевого агентства культуры, лежит поистине страшный документ. Это перечень памятников истории и архитектуры, разрушенных и уничтоженных в Красноярском крае за последние годы.

Железнодорожный мост через Енисей, вокзал, Гостиный двор, Торговые ряды Гадаловых, усадьба Щеголевых, дом Потылицына в Красноярске - вот лишь самые известные из них. Всего в крае сегодня насчитывается около двух тысяч объектов культурного наследия. Более точной цифры не знает никто: работа по их паспортизации из-за отсутствия финансирования не велась уже 15 лет. За это время многие объекты сгорели в пожарах либо разрушены временем. Ведь около 700 из них имеют износ более 70 процентов. Как минимум два десятка бесценных памятников находится в откровенно "предруинном" состоянии. Некоторые архитектурные раритеты перестроены так, что утратили свой первоначальный вид и, следовательно, всякую историческую ценность.

"Варварство", "вандализм", "уничтожение" - такие жесткие характеристики прозвучали на недавнем краевом совещании по проблемам сохранения культурного наследия региона, прошедшем в Красноярске. Как еще можно назвать ситуацию, когда даже в краевом центре с фасада бывшего торгового дом купца Гадалова по проспекту Мира, 88 среди бела дня на прохожих обрушивается уникальная лепнина XIX века? Когда вплоть до недавних дней в Богоявленском кафедральном соборе Енисейска, старейшей постройке на территории края, располагается котельная? Когда на останках дома полицмейстера Каменева в Ачинске, являющемся памятником архитектуры краевого значения, устраивается обычная свалка?

Уничтожение культурного и исторического наследия происходит при попустительстве, а порой при содействии и поощрении властей, было безапелляционно заявлено на совещании. Например, именно городские власти несколько лет назад дали разрешение на пристройку офисного здания к историческому памятнику - Дому Зельмановича по улице Сурикова, 19. Согласно заключению судебной экспертизы, эти строительные вмешательства повредили фундамент архитектурного раритета, в результате чего памятник начал разрушаться. С февраля надзорные органы пытаются прекратить это "узаконенное" разрушение. Но пока безуспешно. Дело иногда доходит до казусов. В этом году прокуратура приостановила строительство торгового комплекса в исторической части города. Окна железобетонного монстра выходят прямо на резиденцию службы по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края по улице Сурикова.

- У нас со строительным комплексом очень большие проблемы. Нас не понимают, нас не слышат. Мало того: краевые органы охраны памятников почему-то идут навстречу строителям. Это - частный интерес определенных лиц. Они не должны занимать посты в органах охраны. Охрана и надзор - это кропотливый труд. Здесь надо твердо стоять на букве закона, - убеждена Валентина Старокожева, заместитель руководителя Средне-Сибирского управления Росохранкультуры РФ.

А в красноярском законодательстве-то как раз - огромные бреши. Краевого закона или целевой программы по сохранению культурного наследия не существует. В самом краевом центре нет градостроительного регламента, не утверждены зоны охраны памятников. Вопросы ограничения строительства в исторической части Красноярска не проработаны. В крае отсутствует реестр памятников регионального значения. Все это дает чиновникам неограниченную свободу для разрешения сомнительных застроек.

- Почему наши соседи - Иркутская, Томская, Новосибирская области, даже маленькая Хакасия - работают в правовом поле? А у нас, извините, поле бандитское - строим что хотим и где хотим! - возмущается ректор Красноярского педагогического университета Николай Дроздов.

С 1 января 2008 вступают в силу изменения в Федеральном законе об охране объектов культурного наследия, в результате которых будет отменен мораторий на их приватизацию. Отношение к этой реформе в Красноярске двоякое.

- Иных способов сохранения культурного наследия, кроме как их частичная приватизация, не существует. Потому что денег, которые нужны для сохранения этих объектов, у государства нет, - считает главный архитектор края, бывший глава службы по охране объектов культурного наследия администрации края Константин Шумов.

Напомним: приватизация памятников была разрешена с 1994 по 2002 годы. За эти 8 лет в крае был приватизирован один-единственный памятник - небольшой особнячок, дом купца Якобсона в центре Красноярска. Слишком слаб тогда еще был частный капитал для подобных покупок. Сегодня ситуация изменилась: специалисты опасаются, что "денежные мешки" начнут скупать исторические памятники в массовом порядке, и от них вообще ничего не останется.

- Существует очень большая опасность того, что эти объекты в нужном качестве не сохранятся. Сможет ли государство контролировать законность в сфере их эксплуатации, будут ли у государства рычаги, чтобы осуществлять такие контрольные функции? - сомневается Александр Слабуха, кандидат архитектуры, профессор, председатель Красноярского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Что уж говорить о раритетах местной истории, если мы не смогли уберечь от полной разборки и сдачи на металлолом Красноярский железнодорожный мост - архитектурное произведение Евгения Кнорре, являвшееся не только краевым и российским, но и мировым историческим памятником.

"Учёные наткнулись на Сириус"

("Сегодняшняя газета" №117, 18.10.2007)

Красноярская экспедиция обнаружила в хакасских степях неизвестные петроглифы.

Археологические и другие исследования в Ширинском районе Хакасии, как сообщил профессор Сибирского государственного аэрокосмического университета Геннадий Коваленко, проводились летом 2007 года.

- Врайоне озера Шира мы выявили несколько стел, на которых обнаружили прожженные отверстия и просто прожиги, - рассказывает Коваленко. - Исследования показали, что сделаны они более семи тысяч лет назад. В этой же зоне совершенно случайно наткнулись на плиту с петроглифами, изучив которую сделали сенсационные открытия: солярные знаки изображают систему Сириуса. По мнению профессора, четко выверенные концентрические круги (солярные знаки) на плитах довольно часто встречаются в Хакасии, и нередко вместе с другими наскальными рисунками. Но до сих пор эти знаки мало изучены.

Район широко известного красноярцам целебного озера, рассказывает ученый, входит в Палиокосмическую трассу: долина Киза (Тунгусский метеорит) - заповедник Столбы (фигурные скалы) - Новоселовский район (метеорит Палласово железо) - озеро Шира (менгиры, стелы) - долина Белого Июса (горы Сундуки).

- Эта трасса изобилует различными артефактами, которые относятся к тем или иным событиям в истории человечества, - подчеркнул Геннадий Коваленко.

Двойной звезде (две звезды, вращающиеся по эллиптическим орбитам вокруг общего центра масс под действием сил тяготения) - Сириусу - поклонялись в долине Нила древние египтяне. В те времена многие храмы строились так, чтобы свет звезды попадал на внутренний алтарь. Греки и римляне ассоциировали Сириус с летней жарой. Этой звезде до сих пор поклоняется африканское племя догонов.

А вот кто оставил солярные знаки в хакасских степях - неизвестно.

Сказка не торопится стать былью

("Красноярский рабочий", 18.10.2007)

Архитектурное будущее Сибирского федерального университета из-за медлительности федеральных чиновников пока под большим вопросом. К такому выводу пришли участники состоявшегося на днях в Красноярске в Союзе архитекторов обсуждения перспектив строительства в Октябрьском районе большого студенческого кампуса СФУ. Несмотря на то, что уже определён генеральный проектировщик - институт "Красноярскгражданпроект" - и разработано несколько вариантов будущего архитектурного облика университета, участвовавшие в беседе эксперты строительной отрасли, архитекторы и представители некоторых вошедших в состав СФУ вузов были вынуждены признать - на данном этапе вопросов больше, чем ответов.

Взору собравшихся в зале Союза архитекторов предстали аккуратно выполненные в макетном варианте и изображённые в чертежах дипломные и курсовые проектные работы на заданную тему учащихся кафедры архитектуры Красноярской государственной академии строительства и архитектуры. Отдельно на стендах красовались уже "светившиеся" в СМИ проекты профильных сооружений - медиатеки с многофункциональными читальными и компьютерными залами, просторными лекционными и выставочными пространствами в стиле "хайтек", парка спорта и отдыха, а также центральной спортивной арены СФУ на пять тысяч мест.

В макетах и чертежах научно-образовательный комплекс университета выглядит современно, красиво, вооружённым всей необходимой для студенческого городка инфраструктурой. По словам представлявшей проекты архитектора, профессора Галины Лашук, университет должен располагаться в районе нынешнего студгородка, корпусов Красноярского государственного университета, Красноярского государственного технического университета и КрасГАСА, занимать территорию свыше 200 гектаров, однако при этом не нарушать экологии близлежащих лесных массивов. Со временем сюда же планируется "перевезти" и институт цветных металлов и золота. По проектам, новые транспортные магистрали, в том числе продлённая до Ветлужанки улица Копылова, ещё один мост через Енисей, протянутая сюда ветка метрополитена должны сделать студенческий кампус легко достижимым для горожан.

Участвовавший в беседе заместитель проректора СФУ по капитальному строительству Евгений Моисеев в своём кратком докладе сообщил, что для университета предполагается создать единую учебную программу, исключающую дублирование дисциплин и специальностей в составляющих основу СФУ вузах, здесь будут внедряться учебные стандарты третьего поколения. Да и сами вузы в рамках структуры СФУ претерпят некоторые изменения вплоть до названий. Например, КрасГАСА может стать институтом градостроительства и региональной экономики. Окончательный генеральный план СФУ должен появиться в следующем году, а к концу года нынешнего существующие учебные корпуса обещается обогатить новым оборудованием. На эти цели из федерального бюджета выделено около 3 миллиардов рублей.

Однако на сегодняшний день судьба разработанных красивых проектов, которые могли бы послужить основой для генерального плана строительства, находится в густом тумане, отозвался о ситуации начальник управления перспективного строительства СФУ Андрей Вахтель. По его убеждению, и с ним согласились многие присутствовавшие, до сих пор нет ни чёткого представления об идее, должной объединить в одном географическом месте четыре разнопрофильных красноярских вуза, ни чёткой, проработанной в деталях структуры университета, ни технологии, в соответствии с которой СФУ мог бы выстроить свой окончательный архитектурный облик.

Профессор кафедры архитектуры КрасГАСА Валерий Крушлинский уточнил - реальная стоимость каждого из представленных сегодня проектов не менее 40 миллиардов рублей, но о таких деньгах пока приходится только мечтать. Кроме того, не решается вопрос, что делать с садами и дачами, попадающими в зону возможного строительства корпусов СФУ. Сносить их пока никто не собирается. Между тем на отведённых под проект территориях продолжают подрастать частные домики. Из-за жилых новостроек, в том числе многоэтажных, уже сегодня вряд ли представляется возможным воплотить в жизнь красивый и удобный проект по продлению улицы Копылова. Да и схему городского метро тоже нужно менять сейчас - заранее.

Как посетовал Валерий Иванович, на сегодняшний день тема СФУ выглядит как простое соединение вузов. Причём каждый из них рискует потерять не только собственное название, но и растворить наработанный годами авторитет. А "раскрутка" СФУ потребует, возможно, не одного десятилетия. Равно как и его полномасштабное строительство. Тем временем масса актуальнейших для высшего образования проблем остаются нерешёнными - как, например, невысокие заработки преподавателей, недостаток средств на ремонт и оснащение вузов, высокая педагогическая нагрузка, когда на одного профессора приходится в среднем до 200 студентов.