Возрождаемая практика массового давления на заключенных грозит опасностью не только заключенным в зонах, но и местному населению, заявил директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин корреспонденту ИА REGNUM, комментируя бунт заключенных в Кировградской воспитательной колонии Свердловской области, в котором участвовали более 200 человек из 463 осужденных.

"Этот процесс идет уже три года, с 2004-го, когда прошла первая акция в Питере. Наблюдается рост социального напряжения. Он связан с тем, что возрождается гулаговская практика массового давления на заключенных, позаимствованная потом нацистами, и это грозит опасностью не только заключенным в зонах, но и местному населению. Вначале акции носили мирный характер, то есть люди резали вены, вскрывались и так далее, но с прошлого года они уже приобрели насильственный характер - захват заложников, захват оружия, но выводы руководство ФСИН не сделало", - заявил Абрамкин.

Причины массовых акций протеста обсуждались еще в 2004 году, после поездки экспертов уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, которые сообщили, что они там видели и слышали из бесед с родственниками: каждого прибывающего в колонию заставляли вступать в "Секцию дисциплины и порядка". По словам директора Центра содействия реформе уголовного правосудия, "это все равно, что демонстративно нарушить принятые нормы поведения в зоне или заставить мусульманина съесть свинину или христианина - съесть человечину". Как полагает Валерий Абрамкин, "наши российские арестанты бунтуют не от того, что плохие условия, как и наш народ, а в тех случаях, когда их заставляют совершать поступки, которые они считают позорными".

По наблюдениям эксперта, с лета этого года пошла волна бунтов, в ходе которых погибали люди, например, в августе это были события Якутске, повлекшие жертвы: "В той же колонии, в которой все сейчас произошло, в начале сентября тоже был бунт. Пока не изменится существующая пенитенциарная политика, берущая свое начало из сталинского ГУЛАГа, с принципами коллективной ответственности, использованием КАПО - людей из числа заключенных, которые предают и пытают своих собратьев, эти бунты не прекратятся, а, скорее всего, приведут к более страшным последствиям".

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, не планируется ли визит группы правозащитников в Кировградскую воспитательную колонию, Валерий Абрамкин отметил: "Нам вход в их учреждение закрыт, мы получаем все время отказ по совершенно диким причинам. Была направлена просьба во ФСИН разрешить посетить учреждение в Мордовии, откуда приходит больше всего писем с жалобами на беспредел - на пресс-камеры и пресс-зоны даже, где используются пытки, нам ответили, что "это невозможно, поскольку только что нас посетили английская делегация из Кембриджа и "Международная тюремная реформа", и для нас это сильно напряженно". При этом Абрамкин отметил, что британцы посещали женскую колонию, "куда мы не собирались ехать". "Что обременительного для мордовских тюремщиков в нашем визите группы из семи человек, когда они буквально за месяц до этого устроили "потемкинские деревни" - дни открытых дверей, куда приглашали десятки журналистов? И сейчас продолжается то же самое, потому что система стала закрытой и непроницаемой. Недавно Андрей Бабушкин (руководитель "Комитета за гражданские права" - ИА REGNUM) получил такой же ответ из Калужской области о том, что только что там были прокурорские, то есть ведомственные, проверки, и для них это было "сильно затруднительно". Такого рода ответы нам и дают. Это полная закрытость, непроницаемость, и, скажу больше, продолжение гулаговской политики".

Тем временем в Кировграде приступила к работе специальная комиссия Минюста РФ. Комиссия направлена по указанию министра юстиции РФ Владимира Устинова, в нее вошли руководители ФСИН и представители Минюста, возглавляет комиссию директор департамента Минюста Юрий Яковлев. К этому часу представитель министерства Наталья Вишнякова уточнила фамилию второго из погибших несовершеннолетних преступников, участвовавших в массовых беспорядках. "По уточненным данным, это Олег Брагин, 1989 года рождения, осужденный на два года за кражу", - сказала она. Ранее сообщалось о гибели сотрудника ФСИН Завьялова А.А. и осужденного Семухина.

По факту происшествия в колонии Свердловской области 17 октября прокуратура возбудила уголовное дело по статьям "Убийство" и "Массовые беспорядки".