Об особенностях поведения избирателей в крупных городах России в ходе предвыборной кампании сообщил 15 октября генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в рамках презентации итогов исследования ВЦИОМ, проведенного среди избирателей Хабаровска, Ростова-на-Дону и Тюмени, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Валерия Федорова, исследование электоральных настроений россиян, проведенное ВЦИОМ в сентябре 2007 года, показывает, что в целом россияне не утратили интереса к политике, но интерес этот не слишком высок и, во всяком случае, он гораздо ниже, чем в 1990-е годы. Лишь 7% опрошенных сообщили, что активно интересуются политикой, а 30% - скорее, интересуются, чем нет. Но более половины населения (около 60%) сосредоточены на своей работе, семье, досуге, здоровье¸ и политикой не интересуются. При этом среди равнодушных - большая часть молодежи. "Этим объясняется "левый" запрос в нашей политике, то есть на патерналистское перераспределение политики: большая часть активно голосующего населения - пенсионеры, то есть те, кто имеет много свободного времени, но не имеет других источников существования, независимых от государства", - пояснил Федоров. Среди населения пенсионного возраста интересуются политикой 43% (среди молодежи - 28%).

Главной формой участия россиян в политике остается голосование на выборах - 43% когда-либо принимали в них участие. Такие формы общественной деятельности, как профсоюзная активность, участие в деятельности общественных организаций, митинги и демонстрации и т.д., привлекают намного меньшее число граждан. Лишь 2% россиян имеет опыт участие в работе политических партий. 27% опрошенных, принимающих участие в политической жизни, действительно верят в то, что их деятельность может пойти на пользу городу, региону, стране (или, по крайней мере, утверждают это). Но есть и примеры иной мотивации: немалое число россиян занимаются политикой, так как им это интересно (второй по степени распространенности ответ), 8% занимаются политикой "за компанию" с друзьями, а некоторое количество (около 6%) даже извлекают из этого материальную выгоду.

Треть опрошенных, не участвующих в политике, объясняют свое неучастие простым отсутствием интереса к этой сфере. Также в числе ответов - отсутствие времени, а также довольно распространенно в последнее время мнение, согласно которому политикой должны заниматься профессионалы. Есть и те, кто не верит в эффективность собственных действий, но, отметил Федоров, тех, кто считает, что их мнение ничего не решает - лишь 13%. Таким образом, либо респонденты скрывают свою истинную точку зрения, либо этот мотив утратил свою былую актуальность.

37% опрошенных знают точную дату парламентских выборов, 44% что-то слышали о предстоящем событии, 20% сообщили, что впервые слышат об этом (в основном, это молодежь). Тем не менее, количество неосведомленных о грядущих выборах сократилось по сравнению с предыдущим опросом. Откуда россияне черпают информацию, касающуюся предстоящих выборов? 53% получают основную массу сведений от федеральных телеканалов, 19% - из передач регионального телевидения, по 13% читают газеты и слушают радио, 8% узнают новости от знакомых, получают информацию в разговорах с более осведомленными людьми. Лишь 2% получают информацию из интернета, и 4% пользуются наглядной агитацией. Хотя, с учетом того, что избирательная кампания еще не вошла в полную силу, последний показатель, очевидно, еще увеличится. Около 54% опрошенных информированы о работе Центризбиркома, 41% - не информированы о ней. "Надо отдать должное работе местных избиркомов - более половины опрошенных осведомлены об их работе", - добавил генеральный директор ВЦИОМ. При этом информированность - не значит влияние, подчеркнул Федоров: согласно результатам опроса, только 9% россиян ответили, что на их выбор при голосовании повлияло телевидение или другие СМИ. Таким образом, нельзя согласиться с расхожим мнением, согласно которому электорат управляется "из ящика".

Что касается прогноза явки на выборы 2 декабря, который можно сделать на основе полученных данных, то, сообщил Федоров, по данным опроса 33% уверенно заявляют, что придут на выборы, и еще 33% - скорее придут, чем нет. "Это дает нам основание надеяться на то, что явка на этих выборах будет достаточно солидная. 66% - это декларируемая явка на выборы в декабре, причем динамика положительная - в мае только 25% собирались точно прийти на выборы. Конечно, декларации не всегда совпадают с реальностью. В конце октября мы представим очередной прогноз явки, но уже сегодня очевидно, что она будет существенно больше 50%. Хотя пока мы не думаем, что она действительно достигнет этих 66%", - констатировал Федоров.

Справка:

Исследование ВЦИОМ было проведено по заказу Российского центра обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) ЦИК России. В опросе приняли участие 3 тысячи человек. Статистическая погрешность не превышает 1,8%.