На энергетическом саммите в Вильнюсе представители Азербайджана, Литвы, Грузии, Польши и Украины подписали договор о вхождении в консорциум "Сарматия", созданный для реализации проекта строительства нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Комментируя ИА REGNUM это событие, генеральный директор НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" Тамара Касьянова, отметила, что "мощность Одесса-Броды составляет 9 млн. тон нефти".

"Страны-участники проекта рассчитывают, что до Гданьска мощность трубы будет увеличена до 14 млн. тонн. На данный момент, инициаторы проекта в первую очередь рассчитывают на Азербайджанскую нефть. Однако ресурсы нефтяной государственной компании Азербайджана - ГНКАР не безграничны: в этом году в республике рассчитывают добыть около 43 млн. тонн нефти, к 2010 году этот показатель предположительно поднимется до 60 млн. тонн," - говорит эксперт. "Однако Азербайджан уже располагает мощностями по транспортировки своей нефти. Так, только нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) способен ежегодно перегонять около 50-ти млн. тонн нефти, а не так давно ВР объявила о намерении увеличить пропускную способность БТД до 60 млн. тонн. Кроме того, у Баку есть возможность поставлять нефть в порты Супса и далее в Новороссийск. При этом потребности самого Азербайджана в нефти на данный момент составляют всего 7 млн. тонн в год. Очевидно, что ни сейчас, ни в ближайшем будущем, Азербайджан не располагает свободными ресурсами для заполнения сразу всех экспортных нефтепроводов. Гипотетически, по нефтепроводу Одессы-Броды-Гданьск могла бы течь казахская нефть, и даже были предприняты некоторые попытки к переговорам в этом направлении, однако пока Астана не выказала никакого интереса к проекту," - считает гендиректор НКГ "2К Аудит - Деловые консультации".

"Таким образом, участникам проекта придется договариваться с Азербайджаном. Президент страны скорее всего займет выжидательную позицию и постарается оценить - принесет ли ему этот проект дополнительные выгоды, и будет ли выгоднее продавать прикаспийскую нефть другим путем - не Турции через БТД, а Польше через Одесса-Гданьск. Так что все зависит от того, сколько Польша будет готова заплатить Азербайджану. От этого в немалой мере зависит и судьба всего проекта, поскольку без ресурсов ГНКАР строительство нефтепровода "Одесса-Броды-Гданьск" практически не имеет смысла", - считает Тамара Касьянова.