Обзор прессы Алтайского края за 8 - 12 октября 2007 года:

Где переночевать? Что поесть? Что посмотреть? или Что сделать, чтобы Алтайский край получил имидж туристического региона. Неудачная амнистия. Солоновку-сити начинают строить? За месяц алтайские сыры подорожали на 70 - 100%. Сменив фамилию, убийца стал известным педагогом на Алтае. Барнаульские магазины бытовой техники пытаются делать "деньги из воздуха" на ДСУ.

"Где переночевать? Что поесть? Что посмотреть? или Что сделать, чтобы Алтайский край получил имидж туристического региона", - ответы на эти вопросы пытается найти в свежем октябрьском номере журнала "Автограф" Дмитрий Негреев. "Проблема имиджа волнует сейчас все регионы России. Достаточно набрать в любой из поисковых систем интернета соответствующее словосочетание, и мы прочитаем о "повышении имиджа Мурманской области как нового нефтегазового региона", "позитивном имидже Новосибирской области", об "имидже продвинутого региона" - Красноярского края. Алтайский край в последние годы активно занимается развитием туризма. Построено много баз, получен статус особой экономической зоны, регион участвует в выставках, о роли туризма в подъеме местной экономики не устает говорить губернатор. Но у края пока нет главного, что нужно для развития туризма - соответствующего имиджа", - пишет автор.

Дмитрий Негреев продолжает: ""Для того чтобы туризм нормально развивался, люди должны узнать об отдыхе в Алтайском крае, захотеть приехать сюда, затем приехать и, в идеале, приехать снова. Итак, первое - узнать. И сразу начинаются проблемы. Первая проблема заключается в путанице - есть Алтайский край, и есть Республика Алтай. В сознании есть просто Алтай, синоним - Горный Алтай. И это, безусловно, работает на Республику Алтай. Следовательно, необходимо ликвидировать географическую неграмотность. Но задача эта очень сложная".

"Вообще, чтобы продвигать регион, повышать его известность, нужно постоянно создавать поводы, привлекающие к нему внимание, - советует журналист. - Причем эти поводы должны быть позитивными. При всей заслуженной критике в их адрес Шукшинские чтения давно стали традицией и достаточно известны в стране. Надо только поработать над тем, чтобы они превратились в настоящий фестиваль искусств. В этом году был проведен международный фестиваль "Праздник сыра". Нужно, чтобы он вошел в традицию, проводился ежегодно. Но необходимы и другие фестивали - музыкальные, театральные, авторской песни. Наконец, пельменей, блинов, самогона, чего угодно".

Автор обращает особое внимание на следующий факт: "Для того чтобы в регионе развивался туризм, говорят специалисты, нужны три вещи: где переночевать, что поесть и что посмотреть. Со всеми этими где? и что? у нас проблемы. В гостиницах, например, не хватает одноместных номеров, а это очень важно для развития делового туризма. Этот вид туризма не возможен также без наличия конференц-залов. А их количество и в Алтайском крае, и в Республике Алтай исчисляется единицами. Для приема иностранцев на базах нет администраторов с английским и немецким языками. Далеко не в каждом ресторане можно найти простую русскую, сибирскую кухню".

"Солоновку-сити начинают строить?" под таким название публикует 10 октября газета "Комсомольская правда" на Алтае" статью Карины Тепанян: "В Алтайском филиале российского Лас-Вегаса до недавнего времени было полное затишье: местные копали картошку и разговоры о рулетках и миллиардерах на "Бентли", которые скоро сюда съедутся, на время поутихли. А потом оно сменилось небывалой активностью. Маленькая Солоновка такого количества визитеров высокого ранга еще не видела. В позапрошлую пятницу в деревне был замечен Олег Бударгин, помощник полпреда в СФО, это ему поручили курировать алтайский проект. Приезжал он неофициально, чуть ли не инкогнито. Походил, посмотрел, переговорил с кем-то из сельсовета. Никаких заявлений для публики делать не стал, однако сам факт приезда уже говорит о том, что подготовительная работа началась. Со дня на день в Солоновку ждут и самого полпреда Квашнина".

"Зачем приедет он - пока непонятно, - продолжает автор. - Смотреть сейчас абсолютно не на что. На месте предполагаемого грандиозного комплекса "Сибирская монета" все те же сопки, кое-где поросшие кустарником. В строительство Солоновка-сити пока не вложено ни рубля. Зато деревенские дома продавались влет и по бешеным ценам. Один новосибирец выложил сорок три тысячи евро за хибарку, стоившую сорок тысяч родных деревянных. Остальным желающим прикупить земельки или домишко в будущей игорной зоне придется подождать: на все сделки с недвижимостью в этом районе наложен президентский мораторий".

"И вроде все бы хорошо, да только вот народ опять недоволен. Жители маленькой Солоновки - а их там всего-навсего две тысячи - снова волнуются. Говорят, что скоро в деревню приедут строители. Аж девять тысяч человек. Куда их будут селить, где кормить - непонятно. "Это что получится, как немецкая оккупация? Распихают их по пять человек в один дом, это ж как мы жить-то будем", - сокрушается баба Вера и оглядывается по сторонам. Местным с прессой разговаривать запрещают: в номере от 20 февраля "КП" - Барнаул" написала о том, что местных школьниц пытались изнасиловать строители. После этой публикации журналистов убедительно попросили не привлекать лишнего внимания к "объекту" и чернухи не писать", - резюмирует издание.

"После выхода в свет нового закона, окрещенного в прессе "дачной амнистией", каждый уважающий себя дачник задумался о том, надо ли "узаконивать" свой участок", - об этом 12 октября пишет Татьяна Кочетыгова в газете "Вечерний Барнаул". Журналист приводит мнение председателя садоводства "Шинник" Дмитрия Чурсина, который приватизировать садоводческие участки не торопится. "Это пустая трата денег. Соседнее садоводство занималось узакониванием земли, так потратило более 40 тысяч на межевание. А у нас в садоводстве в основном пенсионеры. Им это не по карману. И мы решили подождать новый федеральный закон, который, говорят, уже готовится, поэтому торопиться не следует. Садоводов никто с участка не выселит. Согласно закону, если человек вовремя оплачивает все взносы, то у него сохраняется право собственности. В противном случае у него могут изъять участок из пользования", - считает иной.

Председатель садоводства "Домостроитель" Галина Рассохина столкнулась с законом о дачной амнистии вплотную. При оформлении документации выяснилось, что садоводство занимает земли больше, чем значится в документации. Это выяснилось при межевании. "Наше садоводство существует с 1982 года. Земля нарезалась администрацией Первомайского района. Один участок с 2005 года выделился у нас в самостоятельное садоводство "Новотокарево". В декабре 2006 года мы уже получили раздельный кадастровый план - каждый на свою землю. Тогда и выяснилось, что за нашим участком числится земли больше, чем по документам. Начались мои хождения по администрациям. Сначала вроде бы мы нашли взаимопонимание в администрации. Потом выяснилось, что существует закон Алтайского края, принятый депутатами КСНД, который вменяет нам в обязанность оформить заново не указанную в документах землю. Все бумаги мы собрали, подписали, но получили отказ. Мне сказали, что нужно сделать Генеральный план застройки этого участка или обратиться в суд. Но ведь там уже все застроено с 1982 года. Выходит, что я не могу узаконить эти не значащиеся в документации документы. В результате пострадали 104 члена садоводства. Парадокс ситуации заключается еще и в том, что на некоторые участки у садоводов есть права собственности", - сообщила она изданию.

Так стоит ли вообще браться за оформление бумаг, если это так хлопотно? Этот и другие вопросы корреспондент "Вечернего Барнаула" задала заместителю руководителя Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю Сергею Абрамову. "Если участок расположен в хорошем месте, где земля ценится или построен дом-особняк, то смысл в приватизации есть. При совершении сделки купли-продажи владелец может получить реальную рыночную стоимость. Если сам земельный участок расположен не в столь выгодном месте и стоит тысяч 10, какой смысл заводить переписку с местной властью, оформлять документы?", - ответил он.

"1 марта выйдет в свет новый закон для садоводов, который значительно упростит процедуру приватизации земельных участков. Владельцам садовых участков, не имеющих конфликтов по границам участков с соседями, достаточно будет обратиться в правление садоводства и в Центр регистрации прав на получение прав собственности. Процедуры межевания и кадастровой съемки он избежит. Это позволит сэкономить время и деньги", - отмечает издание.

8 октября редактор алтайского информационного агентства "Банкфакс" Валерий Савинков пытается найти ответ на вопрос "Что случилось с ценой на сыр? За месяц алтайские сыры подорожали на 70 - 100%". По его данным, в последние недели жители Алтая почувствовали на своих кошельках беспрецедентный рост цен на важные продукты питания. Прежде всего, это стало заметно на рынке молочной продукции - ведь ее покупают каждый день и цены здесь мониторятся сотнями тысяч людей постоянно.

"Однако, столь же быстро и непредсказуемо стали расти цены и на растительное масло, - пишет автор. - Из соседних регионов доходит информация о том, что панический рост цен распространяется на все новые виды товаров - колбасы, мясо кур, рыбу, сахар. Нарастающее каждый день недовольство людей пока не вышло наружу - власти и политики пребывают в блаженном упоении текущими интригами и планами. Однако, недоумение, которое завтра превратится в возмущение, растет - в прошедшие выходные алтайское краевое радио призналось, что завалено обращениями граждан, вопрошающими - что случилось с сыром?"

"Превращение сыра на Алтае в продукт роскоши - это безусловный позор. Такого не было даже в несытые советские времена. Сыр - гордость Алтая! слава Алтая! - после полугодовых PR-заклинаний вокруг него в считанные дни стал недоступен для большинства населения региона", - возмущается журналист.

При этом далее он пишет: "Объяснения вполне ожидаемые - именно так 27 сентября рост цен пояснил премьеру Зубкову глава Минсельхоза Алексей Гордеев и прокомментировали официальные эксперты - цены на молочку в России растут-де из-за роста мировых цен, вызванного ростом мирового потребления ее жителями развивающихся стран, вызванного ростом их доходов. Ну, наверное, на то и вертикаль, чтобы местные власти без сомнений поведали то же самое - о росте цен на мировых рынках - населению Алтая, одной из основных молокопроизводящих провинций России".

"Хотя начало роста цен на сыры действительно совпало с кампанией местной пропаганды заметного в России алтайского сыра, достаточных оснований говорить о связи этих событий на сегодня действительно нет. Впрочем, и официальные версии ценовой свистопляски вызывают много вопросов. Российский молочный рынок в высокой степени автономен от мирового. Причин этому много - и разбирать их здесь не место. Тем не менее, все производимое в России молоко и продукты его переработки здесь и реализуется", - отмечает Валерий Савинков.

Заканчивает свою публикацию редактор информагентства следующими выводами: "Ни одна объективная рыночная причина не могла повлиять на цену на сыр столь катастрофическим образом. В итоге причина, вызвавшая повышение цен на сыр, видится в общем натиске на рынок и потребителя производителей этой продукции. Некоторую (но второстепенную) роль здесь сыграла и определенная ценовая разбалансировка мировых рынков, и традиционное ежегодное сезонное повышение цен к концу периода "большого молока". Активно отыграли в свою пользу эту ситуацию и хитрые украинские производители, угрожая уменьшением реально растущих поставок сыров в Россию. Нельзя не признать, что и алтайские сыроделы, вдохновившись регулярными одами в свой адрес, которые полгода пели им власти региона, внесли очень существенный вклад в разбалансировку рынка".

10 сентября "эстафету" подхватывает и сайт ПолитСибру публикацией "Нонсенс: На Алтае сыр становится деликатесом". Как сообщает издание, в сентябре цены на продукты питания в России росли как на дрожжах. Согласно данным Росстата, увеличение цен было зафиксировано на 89% продовольственных товаров, однако наиболее значительно (на 13,5%) подорожало подсолнечное масло и сыр. В Алтайском крае рост индекса потребительских цен превысил общероссийский, а цены на продовольственные товары выросли на 0,7%. Как и в целом по стране, одним из главных дорожающих продуктов осенью в крае стал сыр.

"В качестве основных причин, сформировавших новые цены на алтайский сыр, сами производители, как правило, называют две: стремительно возросших спрос на алтайскую продукцию в России, и, в частности, в Москве, и увеличение закупочной стоимости молока. "Барнаульский молочный комбинат" (торговая марка "Молочная сказка") не повысил цены на кисломолочную продукцию, а вот цены на сыр поднялись в сентябре на 30% (правда, до этого еще был рост стоимости в августе)", - пишет издание.

При этом оно особо отмечает: "Власти соседних с краем регионов Сибири уже приступили к решению проблем, сложившихся на местных рынках. Вчера правительство Омской области и филиал компании "Вимм-Билль-Данн" договорились о снижении отпускных цен на молоко. Чиновники рассчитывают удержать стоимость литра молока на уровне 19,5 руб., переговоры о замораживании цен власти ведутся и с другими торговыми сетями. Первые результаты обнадежили - участники рынка дали принципиальное согласие снизить надбавку на молоко, сметану и творог. Какие меры собираются предпринимать в сложившейся ситуации алтайские власти, до сих пор остается неизвестным".

Алтайские синоптики не прогнозируют суровую зиму. 10 сентября информационная служба радиогруппы "FM-Продакшн" сообщает, что ноябрь и декабрь будут теплее нормы, январь-февраль около нормы. Правда, такой аномально теплой зимы, как в прошлом году, в этом не прогнозируется.

Постоянный снежный покров на Алтае может установиться примерно к 10 ноября. В двадцатых числах октября - временный снежный покров. С 15 по 25 октября ожидается выпадение снега и низкие температуры. А вот конец октября и начало ноября еще порадуют жителей края солнечными и относительно теплыми днями.

9 октября газета "Бийский рабочий" публикует мнение руководителей музыкальных школ Бийска о тенденциях, которые сейчас наблюдаются в среде музыкально одаренных детей. Руководители музыкальных школ отметили, что сейчас востребованы гитара и эстрадный вокал. Дети по сравнению с предыдущими годами изменились. Под воздействием "Фабрики звезд" и подобных телешоу они думают, что как только выскочат на сцену, сразу станут звездами.

"Им кажется, что стать звездой - легко. Поэтому многие стремятся идти на вокал. "Покрутятся на сцене, повертятся с микрофоном и уже считают себя звездами, суперзвездами или даже мегазвездами. У детей теряется стремление к трудолюбию. Ведь, чтобы стать настоящей звездой, необходимы данные, талант и огромный труд. А терпения на это не хватает ни у детей, ни у родителей", - пишет издание.

"Кругозор детей сужается, этим, кстати, "Фабрика звезд" и занимается, - уверена Наталья Юдина. - Если же родители хотят, чтобы их дети духовно развивались, учились терпению и трудолюбию, пусть приводят детей учиться в музыкальные школы".

"Сменив фамилию, убийца стал известным педагогом на Алтае", - о "власти имени" 10 октября в газете "Комсомольская правда" на Алтае" пишет Вадим Алексеев. Люди отказываются от своих фамилий, имен или отчеств чаще всего, чтобы избежать сомнительных ассоциаций. Именно поэтому с каждым годом становится все меньше Пукиных, Хреновых, Гадских и Свинских. Считая неблагозвучными свои имена, Акакии и Поздрапермы становятся Александрами и Татьянами.

"Вторая причина - стремление продлить род деда, матери, кого-то еще из близких. Это актуально для тех, кто ранее утерял желаемую фамилию. Допустим, в результате брака: своего или родительского. Третья категория переименованных: те, кто выражает свою признательность опекунам. Из такого стремления меняют отчества и фамилии детдомовцы, у которых появились новые "родители", - считает журналист.

"Впрочем, возможны и другие мотивы приобретения новых имен, - продолжает автор. - Фамилии меняют предприниматели. Пытаются таким образом "спрятаться" от долгов и кредитов. Аналогично поступают автомобилисты-нарушители. Рассчитывают скрыть свое прошлое от ГИБДД и сохранить водительские права. Есть такие, кто делает это неоднократно. В загсе даже жалуются на "постоянных клиентов": у иных за год дважды обновляются фамилии".

Издание продолжает: "Некоторые переписывают главную страницу паспорта, чтобы приблизиться к кумирам: выбирают имена литературных персонажей, спортсменов, телеведущих. В крае было несколько политфанатов, пожелавших стать Владимиром Путиным. А один бийчанин претендовал на имена сразу шести известных футболистов: Хаппель, Зеллер, Бекенбауэр, Дэниэль, Робин, Франц. Занятная конструкция появилась бы в паспорте болельщика, но он, подумав, отказался от своей затеи. Зато в Барнауле появился Нео Вилисович Ворон. Как и у киношного тезки, у нашего земляка была своя "матрица". Именно так назывался астрологический клуб, соведущим которого был Нео".

"Вероятно скоро рядом с нами появятся обладатели у других экзотических имен. Ведь внести изменение в паспорт совсем несложно. Достаточно написать заявление в загсе и оплатить госпошлину. Стоит это всего лишь 500 рублей. Еще, правда, по 100 рублей придется отдать за каждую справку о смене имени", - пишет "Комсомольская правда" на Алтае".

В качестве примера Вадим Алексеев приводит историю Юрия Коваленко, который был членом омской преступной группировки. "Во время кровавой разборки в 90-м он, дерзкий и безбашенный, хладнокровно застрелил двоих недругов. Скрываясь от правосудия, жестокий авантюрист сменил не только место жительства, но и фамилию. Превратившись в Юрия Сибуканова, бывший бандит стал законопослушным гражданином. Более того, он сделал головокружительную спортивную карьеру, оказался успешным предпринимателем, обрел уважение земляков как талантливый педагог и щедрый меценат", - сообщает автор.

При этом он замечает: "Спустя 14 лет после жуткого преступления прошлое настигло Юрия. Оно пришло к нему в лице офицеров милиции. - Я всегда знал, что рано или поздно за мной придут, - признался оперативникам задержанный. Ему вернули и фамилию, и судьбу. Теперь о Сибуканове у многих сохранилась добрая память, а Коваленко сидит в тюрьме".

Барнаульские магазины бытовой техники пытаются делать "деньги из воздуха" на "дополнительных сервисных услугах" (ДСУ). Разобраться в ситуации 11 сентября пытается корреспондент алтайского информационного агентства "Амител" Елена Лепезина.

Автор пишет: "Многие барнаульцы при покупке бытовой техники столкнулись с рекомендацией - за отдельную плату приобрести ДСУ магазина на товар. Многие приобретали, при этом были абсолютно уверенны, что теперь по таким правилам продается гарантия на технику, которая раньше "прилагалась" к товару бесплатно. По словам таких покупателей, это заключение они сделали на основе объяснений продавцов-консультантов. Известие о том, что гарантию на приобретенную технику они получили бы и без дополнительной оплаты, вызывало бурю негодования".

"По мнению специалистов в области защиты прав потребителя, такая система работы магазинов является попыткой "делать деньги из воздуха". Покупка дополнительных сервисных услуг является добровольной. Поэтому юридических нарушений здесь нет. Проблема заключается в том, что зачастую продавцы, объясняя, что подразумевают собой эти ДСУ, создают у покупателей ощущение, что без их приобретения невозможно будет отремонтировать или заменить товар", - подчеркивает информагентство.

Например, корреспонденту ИА "Амител", выразившему желание приобрести пылесос в "5-ом элементе", девушка-продавец заявила, что при оплате дополнительных сервисных услуг магазин дает гарантию на качество товара. Без оплаты ДСУ покупатель получает гарантию только на "заводской дефект". По объяснению продавца, это означает, что если при проверке, в данном случае пылесоса, вы включаете технику в розетку и индикатор показывает, что контакт есть, то все дальнейшие претензии к работе пылесоса магазин с себя снимает. Если же "ДСУ" будет оплачено, то покупатель имеет право на ремонт техники или ее замену в течение оплаченного периода.

Автор продолжает: "С подобным объяснением столкнулись в это воскресенье в одном из магазинов города семейная пара пенсионеров, жителей Барнаула при покупке микроволновой печи. По признанию пожилых людей, после беседы с консультантом, у них возникло убеждение, что им предлагают купить гарантию на печь, а если они этого не сделают, то в случае дефекта печи, их деньги окажутся впустую потрачены. Так как пенсионеры в средствах оказались ограничены, то решили рискнуть и не "докупать" гарантию. Тут примечателен еще и тот факт, что когда покупатели озвучили свое решение не приобретать ДСУ, и попросили проверить работу печи, с них потребовали вначале оплатить ее стоимость. Но и в этом случае печь была проверена только после того, как уставшие ждать, возмущенные пенсионеры отказались от покупки и потребовали вернуть им деньги".

"Требование продавца вначале оплатить товар, и только после этого предоставить возможность его проверить является явным нарушением прав потребителя", - заявил ИА "Амител" специалист комитета по потребительскому рынку и услугам города Барнаула. - "Иначе получается, что покупаешь кота в мешке! Продавец обязан до покупки товара продемонстрировать все его функции. Даже парфюмерную продукцию, продавец обязан вскрыть и показать покупателю. А уж сложную бытовую технику и подавно".

Со слов специалистов следует, что, согласно существующему законодательству, на бытовую технику обязательно предоставляется гарантия завода-изготовителя, которая включает в себя ремонт и замену техники в гарантийный период. Магазин не вправе отменить или уменьшить гарантию производителя. Увеличить - может, но для этого у него должен быть заключен договор на дополнительное обслуживание с сервисным центром. При этом магазину дается право разнообразить количество сервисных услуг: добавить сюда смазку, проверку, диагностику техники через определенные периоды и пр. Это и называется "дополнительные сервисные услуги", подчеркивает "Амител".