Спикер парламента Приднестровья: "Мяч в создании благоприятных условий для диалога находится на стороне Кишинева"

Кишинёв, 11 октября 2007, 22:04 — REGNUM  "Надеюсь, что новые предложения президента Молдавии Владимира Воронина по урегулированию отношений между Кишиневом и Тирасполем связаны с тем, что в Молдавии пытаются занять иную линию во взаимоотношениях с Приднестровьем. И это линия позитивных изменений", - сказал 11 октября на брифинге в Тирасполе председатель Верховного Совета Приднестровья Евгений Шевчук, передает корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, в интервью "Комсомольской правде в Молдове", опубликованном 4 октября, президент Молдавии Владимир Воронин заявил, что в рамках приднестровского урегулирования есть немало проблем, которые можно разрешить, даже не прибегая к услугам посредников. По его словам, речь, в частности, может идти об устранении пограничных полицейских постов вдоль реки Днестр, максимальном сокращении совместных миротворческих постов, решении общих задач инфраструктурного характера. Так, по мнению Воронина, "настоящим прорывом" стало бы восстановление единства железной дороги. Молдавский лидер также заявил о возможности сотрудничества в гуманитарной сфере, в частности, создания общего телевидения и поэтапной аккредитации Приднестровского госуниверситета Министерством просвещения Республики Молдова. Кроме того, Владимир Воронин не исключил возможности снятия всех взаимных ограничений на перемещения официальных лиц Кишинева и Тирасполя.

"Сегодня, на наш взгляд, мяч в создании более благоприятных условий для диалога находится на стороне Кишинева. Одним из элементов для создания благоприятных условий в вопросе урегулирования могла бы стать активизация работы парламентов путем утверждения и контроля за ранее подписанными соглашениями", - отметил спикер. Он предложил молдавскому парламенту ратифицировать подписанные ранее двусторонние соглашения и на межпарламентском уровне "проконтролировать ход их исполнения". "Любые идеи или предложения могут быть реализованы только при условии существования соглашений и конкретных механизмов их выполнения. На мой взгляд, между Приднестровьем и Республикой Молдова существует достаточное количество соглашений, подписанных президентами этих двух государств, которые позволяют снять большинство противоречий во взаимоотношениях между ПМР и РМ", - сказал Шевчук.

Молдавия также может создать условия для того, чтобы в полном объеме функционировало железнодорожное сообщение, считает спикер: "Я имею в виду режим экспорта через приднестровско-украинскую таможню. Если упростить транспортную логистику и создать более высококонкурентные условия для экономических агентов Приднестровья, доходы бюджета нашей республики будут повышаться. Необходимо, чтобы и молдавские, и приднестровские экономические агенты работали в наиболее оптимальных условиях". "Возможно, Молдавская железная дорога и потеряет часть доходов, но здесь необходимо исходить из принципов разумности. Например, не считаю позитивным тот факт, что транспортные грузы из Приднестровья на Украину идут через север Молдавии, удлиняя, таким образом, свой путь более чем на полтысячи километров", - сказал он.

По словам Шевчука, ряд мер, принятых приднестровским парламентом, в частности отмена миграционного сбора, в том числе и для граждан Молдавии, приостановление указа президента ПМР о взимании стопроцентной пошлины с возимых из Молдавии продовольственных товаров (указ был отменен президентом по предложению Верховного Совета Приднестровья), может послужить позитивным фактором для воплощения в жизнь вышеназванных идей. "Тогда можно говорить о начале новой фазы стабилизации взаимоотношений", - отметил спикер.

Председатель Верховного Совета ПМР предложил также приостановить действие закона о статусе Приднестровья, который был принят в одностороннем порядке молдавским парламентом. (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению".) "Принятие этого закона было контрпродуктивным жестом, - сказал Шевчук. - Когда есть конфликт, односторонние действия вызывают агрессию. Думаю, что если с уважением относиться друг к другу, то необходимо пересматривать положение данного закона в части его отмены. Сейчас мы должны добиваться реализации уже наработанных соглашений и только после этого идти дальше. Если будут действовать определенные механизмы, которые позволят свободно перемещаться через границу людям, товарам, грузам и финансовым услугам, то тогда серьезно снизится уровень напряженности и конфликтности. Если к этому процессу подключатся и страны-гаранты, то, конечно, можно будет увидеть позитивные изменения в экономиках и Приднестровья, и Молдавии".

По словам Шевчука, в Приднестровье не желают торможения молдавской экономики, но при этом "не нужно устанавливать препоны в развитии нашей экономики". "Не нужно, чтобы приднестровцы страдали из-за того, что кто-то решил, что для принятия политического решения можно экономически принудить Приднестровье сесть за стол переговоров", - заключил Евгений Шевчук.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Приднестровье настаивает на подписании "транзитного протокола", цель которого заключается в разрешении таможенно-пограничного кризиса в Приднестровье, вызванного введением новых таможенным правил на молдавско-украинской границе. Напомним, в соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 сентября 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. 8 декабря 2006 года руководители транспортных ведомств России, Украины и Молдавии подписали протокол о возобновлении движения пассажирских поездов между Россией и Молдавией через приднестровский участок железной дороги. 16 декабря 2006 года в Тирасполь прибыл первый за 9 месяцев пассажирский поезд №65/66 "Москва-Кишинев". В соответствии с "транзитным протоколом" Приднестровье сможет осуществлять внешнеэкономическую деятельность на основе Московского меморандума 1997 года, но в то же время она будет транспарентна для стран-участниц, стран-посредников и стран-наблюдателей в переговорном процессе по вопросу приднестровского урегулирования. Согласно данному протоколу, приднестровская сторона обязана будет предоставлять статистические данные о работе своих таможенно-пограничных органов России, Украине, Молдавии, США и ЕС.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.