Законопроект о введении многоуровневого образования одобрили депутаты Государственной думы РФ в третьем чтении 11 октября. Как передает корреспондент ИА REGNUM, в соответствии с законопроектом для того, чтобы получить степень "бакалавр", потребуется четыре года, для получения степени "магистр" - еще два. "Специалисты" остаются - чтобы стать дипломированным специалистом, нужно 5 лет.

Депутаты вернули законопроект к процедуре второго чтения, с тем, чтобы внести поправку о том, что перечень направлений, по которым будут готовить специалистов, станет утверждать правительство РФ. Законодатели поправку поддержали и проголосовали за законопроект в окончательном третьем чтении.

"Поправка направлена на усиление ответственности власти", - заявил предложивший поправку депутат Владимир Семаго ("Единая Россия").

"Поправка не является технической. Спросите у всего образовательного сообщества", - завил депутат Алексей Чернышов (ЛДПР). "Свобода образовательного сообщества нуждается в структуризации", - ответил Семаго.

Депутат Госдумы Олег Денисов ("Справедливая Россия") считает, что поправка дискриминирует инженерную школу России. "Чтобы ввести новую инженерную специальность нужно специальное постановление правительства, а чтобы ввести новую специальность по подготовке бакалавр-магистр - всего лишь согласование с Министерством образования и науки мы забюрокрачиваем систему образования, которая готовит специалистов", - заявил Денисов.

Дорогу двухуровневой системе образования открыл принятый в 1996 году закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", который и ныне действует. Как говорит один из его авторов депутат Госдумы Олег Смолин (КПРФ): "Мы считали и считаем, что вузовское сообщество и работодатели не глупее государственных чиновников и депутатов. Поэтому нужно оставлять широкую степень свободы, а не принудительно насаждать бакалавриат, как кукурузу - от Тихого океана до Атлантического".

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Алексея Чернышова, согласно Болонской декларации, предполагается, что единой будет и система ученых степеней. Таким образом, по словам Чернышова, наш "кандидат наук" может сравняться с европейской степенью "доктор философии", а "доктор наук" - с "полным профессором". "Но зачем это? Если магазинчик назвали бутиком, не факт, что это и есть бутик", - полагает депутат.

Начало Болонскому процессу было положено 19 июня 1999 года в городе Болонья (Италия). 29 министров образования стран Европы подписали "Болонскую декларацию". Страны-участницы согласовали общие требования, критерии и стандарты национальных систем высшего образования и договорились о создании единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года.

В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию и вступила в Болонский процесс. Как следует из подписанного документа, цель, которую преследовало государство - расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшие повышение его качества и привлекательности, расширение мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов, выдачи выпускникам вузов общеевропейского приложения к диплому, а также обеспечение трудоустройства выпускников за счет того, что все академические степени должны быть ориентированы на европейский рынок труда.

325 депутатов проголосовали за законопроект, 87 - против.