Создание Шелеховского городского округа в Иркутской области вновь отложено Члены Комитета по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении Законодательного собрания (ЗС) Иркутской области в третий раз рекомендовали отклонить законопроект о создании Шелеховского городского округа на базе Шелеховского района и поселений входящих в него. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM 9 октября в пресс-службе ЗС, авторы инициативы предлагают объединить Баклашинское, Большелугское, Олхинское, Подкаменское, Шаманское и Шелеховское муниципальные образования в единый городской округ.

Напомним, администрации города Шелехова и Шелеховского района Иркутской области вносят на рассмотрение ЗС уже третий по счету проект закона об образовании округа, однако ни один из них не получил одобрения областного парламента. В марте в Шелехове и районе прошел референдум, на котором большинство жителей поселений высказалось за создание городского округа. После этого власти Шелехова и района подготовили законопроект, который регламентирует основные моменты формирования нового муниципального образования.

Юристы областного парламента и администрации высказались против этой инициативы, поскольку не было правовой возможности принять такой законопроект. Во-первых, город Шелехов не имеет единого генерального плана с поселениями, которые должны были войти в состав округа. Во-вторых, при создании округа происходило автоматическое упразднение муниципального района, что по нормам 131-ФЗ недопустимо. В-третьих, в проекте не прописывалась судьба действующей власти. На июньской сессии законодатели даже создали рабочую группу, которая должна была подготовить поправки в федеральный закон №131-ФЗ, которые бы устранили правовую коллизию.

Однако в сентябре шелеховские власти подготовили еще один документ. Суть его все та же - предлагается упразднить все поселения и объединить их в единый городской округ. До избрания главы округа на территории должен действовать переходный период, который завершится не позднее 31 марта 2009 года. До 1 ноября 2008 года должен появиться представительный орган власти. После чего появляется "исполнительно-распорядительный" орган власти, который возглавит избранное лицо. При этом ранее существовавшие муниципалитеты становятся административно-территориальными единицами, а их главы - заместителями руководителя исполнительно-распорядительного органа.

Тем не менее, правовое управление ЗС назвало этот вариант закона "самых худшим из трех". Юристы ЗС заявили, что понятия "исполнительно-распорядительный орган" в практике муниципального законодательства нет, как не возможно и преобразование муниципалитетов в административно-территориальные единицы. Были высказаны серьезные претензии и к порядку формирования бюджетной политики, который прописан в законопроекте, и к срокам переходного периода. Представители правового управления ЗС также напомнили, что по-прежнему нет основного условия для создания муниципалитета - генерального плана.

В ответ представители шелеховских властей заявили, что в России уже имеется прецедент перехода от двухуровневой к одноуровневой системе. В Белгородской области объединились четыре самостоятельных муниципалитета в два округа. Впрочем, юристы ЗС отметили, что на момент объединения у этих муниципалитетов генпланы уже проходили публичные слушанья, тогда как работа по генплану Шелеховского округа до сих пор не ведется.

С позицией ЗС согласились и юристы правового управления администрации Ирктуской области. В итоге Комитет по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении принял решение рекомендовать октябрьской сессии ЗС, которая состоится 24 октября, отклонить проект закона о создании Шелеховского городского округа.