Церемония прощания со старым корпусом Верховной рады Украины обойдется в 30 млн. гривен (более 150 миллионов рублей). Об этом крымчанам сообщила еженедельная газета "Первая крымская" (№ 38, 5/11 октября). Сообщаются следующие подробности: "Каждый депутат, не попавший в новую Раду, получит на выходе по 50 тысяч (более 250 тысяч рублей). Дело в том, что нардепы имеют право на денежную помощь в размере трехкратной зарплаты в случае досрочного роспуска Верховной рады. Кроме того, еще в течение года экс-депутаты будут получать ежемесячное пособие, эквивалентное их зарплатам. А пенсионерам полагается и единовременная матпомощь, равная годовой зарплате. Кроме того, из 129 членов парламента V созыва, стоявших в очереди за жильем, получили квартиры не более 30, поэтому, когда запахло роспуском, остальные ринулись за денежной компенсаций за жилье. А это от 200 до 700 тыс. грн. (от 1 миллиона до 3,5 миллиона рублей) каждому. И все из нашего кармана. В общем, если перефразировать Шендеровича, даже когда сукины дети не приходят, а уходят из власти, собачья жизнь для остальных не кончается".

Об очередном скандале, связанном с именем чиновника представительства президента Украины в Крыму рассказала газета "Крымское время" (№ 109, 2 октября) в отчете с пресс-конференции вице-спикера автономии Сергея Цекова. По его словам, имеются документы, указывающие на факты коррупции". Отмечается, что заместитель постпреда Валерий Пробей-Голова как член "потребительского кооператива рекреационного назначения "Утес"", расположенного в Большой Алуште на территории Маломаякского сельского совета, являлся собственником трех эллингов, возведенных на участке площадью 7,6 сотки, на месте которых затем незаконно построил в 100-метровой прибрежной зоне четырехэтажную элитную гостиницу "Тихая гавань". "Мы имеем факт нецелевого использования земельного участка, к тому же у нас есть доказательства, что часть земли вообще самовольно захвачена. В таком случае, чем Пробей-Голова отличается от Ахметовых и ему подобных? В бюджет не поступает никаких отчислений от деятельности данного объекта, а его владельцы не значатся как налогоплательщики, - негодовал Сергей Павлович". Как сообщает газета, сразу же после этой пресс-конференции обвиняемый Пробей-Голова пригласил журналистов к себе. Он подтвердил, что действительно является собственником строения на Южнобережье, это здание - "дом рекреационного назначения", используемый для отдыха его родственников, а вовсе не отель, и расположено оно от моря на большем расстоянии, чем 100 метров. "У меня 32 ближайших родственника, поэтому мы решили вскладчину построить там дом, чтобы было, где отдыхать. Я получил акт на землю и больше года не мог его оформить, хотя я известный человек в области, но я не захотел использовать свои связи, - пожаловался Валерий Борисович журналистам, - правда, в 2004 году, когда мне действительно не на что было жить, в это время я работал в штабе "Наша Украина", мы решили сдать часть помещений дома в аренду. Моя жена стала частным предпринимателем". Пробей-Голова отказался рассказать журналистам, сколько стоит проживание в его "рекреационном доме", но посетовал на то, что "расходы на содержание дома огромные". "Но этот домик, по словам первого зама постпреда, помогает чувствовать уверенность в завтрашнем дне", - отмечает газета.

В последнее время на Крымском полуострове "зачастили" конфликты в сфере земельных отношений, отмечает газета "Крымская газета" (№ 179, 3 октября) в статье "Межэтнические конфликты". "Власть так построила свою работу, что толстосумы могут получить земельные участки для возведения особняков бесплатно в самых привлекательных местах, скажем, на Южном берегу Крыма, а прочие не в состоянии "выбить" кусок земли даже под жилищное строительство. Если присмотреться поближе, то земельные отношения- дело темное. И это длится годами, несмотря на обещания власть имущих навести порядок. Вместо этого - сплошной дерибан земли и имущества с позволения управленцев самого разного уровня, - отмечает газета. - Какое отношение земельные вопросы имеют к межнациональным? Да самое прямое. Скажем, власти вместе с кланами и радикально настроенными партийными организациями, чтобы снять с себя ответственность за разбазаривание земли, нередко пытаются перевести их в плоскость этнических конфликтов. В ряде случаев ей это удавалось. И тогда летели камни, и шла в ход арматура. И тогда те же власти становились в позу усмирителей и увещевателей, показывая народу изысканные примеры толерантности и демократии, в считанные дни давали добро на отвод земли. Но со временем и население стало умнее. В захватах начали участвовать не только крымские татары, но и русские, украинцы, представители других народов, населяющих Крым. И всем стало понятно, что главными нарушителями земельного законодательства являются органы власти и их руководители снизу доверху".

Крымско-татарский еженедельник "Голос Крыма" (№ 41, 5 октября) рассказал об одной из первых акций массового неповиновения крымских татар в связи с ее 20-летием. 206 крымских татар в 1987 году решили дойти колонной от Тамани до Симферополя, несмотря на многократные предупреждения властей об ответственности инициаторов за несанкционированные митинги и шествия, нарушающие общественный порядок. Но колонне преградили путь. Далее в газете описаны эпизоды акции: "Когда до зеленой массы людей в погонах и машин, перегородивших дорогу, осталось 30-40 метров, Абдурешит остановил колонну, объявил привал и распорядился сойти с шоссе к столбу линии электропередач (в 15-20 метрах от шоссе), сесть вокруг него плотными кругами: старики, женщины, дети в центре, молодые крепкие мужчины по краям. Абдурешит отдал последние распоряжения: "Всем сидеть молча... Если они посягнут на нас, мы ответим тем же: окажем физическое сопротивление как только сможем", - сказал Абдурешит. Их окружили в несколько кругов, сплошь офицеры. Над головами ревели вертолеты. От группы офицеров отделился полковник, зачитал предупреждение, предложил крымским татарам сесть в автобусы, которые развезут всех по домам. Но у татар были другие планы. Они молча, как вкопанные, сидели на своих местах. Полковник дал команду своим приступить к задержанию и рассаживанию людей в автобусы. Крымские татары напряглись и ощетинились. <...> Далее говорится, что полковник стал "тащить" из круга девчонку. "Лучше бы он этого не делал! Его мгновенно подхватили десятки рук и кинули в центр круга, в гущу людей буквально на растерзание, - говорится в публикации. - Его били, рвали, царапали и колотили! Офицеры бросились на крымских татар - спасать своего полковника, по иронии судьбы отдавшего себя в жертву крымским татарам. Завязалась жестокая рукопашная драка, настоящая бойня голыми руками, перекатившаяся на дорогу и длившаяся около двух часов - шоссе было залито кровью, валялись оторванные погоны, туфли, осколки битых окон автобусов. Можно себе представить, что творилось... Драка закончилась тем, что всех их схватили, по 10-15 человек распихали по автобусам и с сопровождением - впереди, сзади и сверху (вертолеты) повезли в Сенную (станицу Краснодарского края, - прим. ИА REGNUM)... Но крымские татары на ходу принялись изо всех сил раскачивать автобусы, что создало угрозу аварий. Тогда дали команду двигаться со скоростью 3 км/ч. С обеих сторон автобусов шли колоннами военные и препятствовали раскачиванию автобусов". Газета пишет, что после этой акции в СМИ появились публикации "с заголовками типа: "Куда ведет слепой поводырь?", "Экстремисты из числа крымских татар затеяли провокационную акцию". Однако сейчас "Голос Крыма" утверждает, что это была нестираемая страница в истории крымско-татарского народа, мужественного и гордого...". Тогда эта трагедия закончилась тем, что Горбачев освободил от ответственности всех обвиняемых, сообщается в газете.

Минорную струну умирания некогда цветущего знаменитого Вавиловского сада затронула газета "Крымское время" (№ 110, 4 октября). В корреспонденции "Опустошение. На кладбище крымского садоводства" она пишет: "По пустующему трехэтажному зданию административного корпуса Крымской помологической станции можно ходить бесконечно долго. Всюду следы разрухи: заколоченные фанерой окна, бьющий в нос запах сырости, плесень на стенах и под потолком. Уже шесть лет, как станция отрезана oт отопления, света, воды, канализации. Когда-то здесь, в филиале Всесоюзного института растениеводства, работали 45 научных сотрудников и лаборантов. На основе их исследований проводили опыты селекционеры, выводили новые перспективные сорта, пригодные для выращивания в разных климатических зонах необъятных просторов Страны Советов. Более сотни рабочих трудились в опытных садах: обслуживали технику, обрабатывали деревья, собирали урожай". Далее говорится, что все изменилось после обретения Украиной независимости. В Академии аграрных наук Украины, в ведении которой оказалась станция после развала Союза, о крымских ученых забыли, оставив их научные изыскания без финансирования. С 2004 года имущество и здание обанкротившейся помологической станции находится в имущественном залоге Государственной налоговой администрации Нахимовского района Севастополя. "А уникальная коллекция (гордость советского садоводства!) плодовых растений, заложенная еще Вавиловым и пополняемая на протяжении шестидесяти лет, погибла полностью и восстановлению, по утверждению специалистов, не подлежит. Впрочем, и без ее слов все понятно. Скоро станция (вернее, то, что от нее осталось) уйдет с молотка, а одичавшие плодовые деревья элитных сортов вырубят. "Здравствуй, новая жизнь!" - так, кажется, восклицал один из героев чеховского "Вишневого сада"? Только где тот вишневый сад? И пеньков не осталось", - говорится в публикации.

После недавнего решения Верховного совета Крыма превратить знаменитый мыс Тарханкут в природный заповедник (о чем сообщало ИА REGNUM) у руководства Украины появилась идея милитаризации этого любимого места отдыха туристов. Об этом сообщили многие СМИ, в том числе и еженедельник "Крымский обозреватель" (№ 40, 2 октября). Он пишет: "Министерство обороны Украины планирует разместить на мысе Тарханкут ракетный полигон. Полигон займет часть территории, на которой крымские власти планировали создать национальный природный парк". Из подробностей сообщаются следующие: заместитель министра вооруженных сил Владимир Бойко написал главе Совета министров Крыма Виктору Плакиде письмо, в котором идет речь о создании на мысе Тарханкут филиала Государственного научно-испытательного Центра вооруженных сил площадью 480 гектаров. "На указанном земельном участке планируется создать (возвести и обустроить) соответствующую инфраструктуру, которая бы соответствовала требованиям проведения стрельб зенитными ракетными подразделениями, осуществления испытаний и боевых пусков ракет и реактивных снарядов",- указывается в письме Бойко Плакиде. Газета сообщает: "Под полигон попадает территория, облюбованная дайверами и кинематографистами. Ракетные стрельбы будут проводиться в непосредственной близости от Евпатории, которая пытается добиться статуса круглогодичного курорта и детской здравницы. Экологи также отмечают, что сильные ветры на Тарханкуте будут разносить топливные отходы по всему Крыму и за его пределы. Главный аргумент Министерства обороны - дороговизна стрельб на большую дальность за рубежом. Сейчас зенитно-ракетные войска ездят стрелять в Россию, что обходится бюджету в 8 миллионов гривен ($1,5)".

Другое заповедное место Крыма - мыс Казантип, омываемый Черным и Азовским морями, уже начала покорять бронетехника. По этому поводу крымская республиканская ассоциация "Экология и мир" провела пресс-конференцию под названием "Война с Казантипом", о чем и сообщила газета "Крымское время" (№ 111, 6 октября). Журналистам сообщили, что российский режиссер Федор Бондарчук в конце сентября работал в Крыму, в Казантипском заповеднике, над созданием фильма по мотивам романа братьев Стругацких "Обитаемый остров". "При съемках по заповеднику разъезжала тяжелая бронетехника (танки, бронетранспортеры), раздавались стрельба и взрывы. Животные были напуганы шумом... Самое интересное, что съемки в заповеднике проводились с разрешения Государственной службы заповедного дела Минприроды Украины, хотя по действующему законодательству на территории заповедника запрещена любая деятельность, не связанная с научными исследованиями. Иначе говоря, в заповеднике, единственное предназначение которого - сохранять нетронутую дикую природу, творится безжалостное ее уничтожение", - заявил один из организаторов пресс-конференции Андрей Артов. "Кроме того, на пресс-конференции журналист Татьяна Шаманаева рассказала присутствовавшим о том, что во время проведения съемок фильма "Обитаемый остров" в селе Некрасовка Белогорского района к ней также обращались местные жители, которые жаловались на действия съемочной группы, использовавшей пиротехнику около их домов. В результате, рассказала Шаманаева, некрасовские коровы так испугались, что часть из них умерла от разрыва сердца, а часть целый месяц не давала молока. При этом, по словам Шаманаевой, всяческие попытки селян связаться со съемочной группой были тщетными из-за охраны Бондарчука. Говорят, "Обитаемый остров" станет самым дорогостоящим проектом в истории российского кинематографа (по некоторым данным, бюджет картины составляет 30 млн. долларов), а Казантипскому заповеднику в качестве компенсации за причиненный вред киношники выплатили всего 100 тысяч грн. ($18,5). Кстати, во время съемок в Крыму "9 роты" к Бондарчуку тоже имелись экологические претензии. Тогда, снимая батальные сцены, режиссер якобы сжег несколько кубометров можжевельника, занесенного в Красную книгу...", - говорится в публикации под заголовком "Федор Бондарчук довел крымских коров до сердечного приступа".

Правительственная "Крымская газета" (№ 181, 5 октября) предупредила крымчан о том, что зимой они могут замерзать: "если до 15 октября предприятия теплоэнергетики автономии и Севастополя не рассчитаются за потребленный в текущем году природный газ более чем на 95 %, то подача им голубого топлива будет прекращена". "Предприятиям, которые до 31 октября полностью не рассчитаются за потребленное в текущем году топливо, будет отказано в поставке природного газа для проведения отопительного сезона до окончательного погашения долгов", - обещают в компании "Нефтегаз Украины".