3 октября Мосгордума приняла в первом чтении законопроект "О бюджете города Москвы на 2008 год". Как сообщил руководитель департамента финансов города Юрий Коростелев, в целом объем бюджета города Москвы на 2008 год прогнозируется по доходам в сумме 984 млрд. 935,4 млн. рублей, и по расходам - 1 трлн. 155 млрд. 469,8 млн. рублей с превышением расходов над доходами 170 млрд. 534,4 млн. рублей.

Основная доля доходов (90,3%) приходится на налоговые поступления, объем которых прогнозируется в сумме 890 млрд. 137 млн. рублей. В их составе наибольший удельный вес составляют отчисления от регулирующих федеральных налогов: налога на прибыль организаций (доля в налоговых поступлениях 44,4%) и налога на доходы физических лиц (36%). На долю главного регионального налога - налога на имущество организаций - приходится 5%. Общая сумма заимствований в 2008 году проектируется в сумме 122 млрд. 375,3 млн. рублей, в том числе 2 млрд. 375,3 млн. рублей на погашение ранее принятых долговых обязательств. Объем государственного долга города с учетом новых заимствований к концу 2008 года планируется в объеме 212 млрд. 435,8 млн. рублей или 22,9% к объему собственных доходов бюджета. Из общего объема бюджетных расходов 372,3 млрд. рублей пойдет на финансирование социальной сферы. 34 млрд. рублей планируется направить на доплаты к пенсиям. Выделение свыше 5 млрд. рублей предусмотрено на льготные медикаменты. На доплаты ветеранам труда и труженикам тыла предполагается выделить 3,2 млрд. рублей, а на выплату детских пособий - 4,8 млрд.

В 2008 году на капитальный ремонт жилищного фонда предусмотрены средства в сумме 40 млрд. рублей, что на 57% превышает утвержденный показатель на 2007 год. По статье "Расходы по эксплуатации жилищного фонда" предусмотрено 41 млрд. 50 млн. рублей, что превышает объемы, утвержденные на 2007 год, на 30%. Расходы на благоустройство города проектируются с ростом на 6 процентов и предусмотрены в сумме 52 млрд. 355,9 млн. рублей. 77 млрд. 909 млн. рублей будет направлено на реализацию среднесрочной программы жилищного строительства в Москве в рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России".

Председатель БФК Игорь Антонов, говоря о позитивной динамике наполнения бюджета в первом полугодии 2006 года и о перевыполнении плана по итогам 2007 года на 45-50 млрд. рублей, высказал прогноз, согласно которому рост доходов бюджета Москвы в 2008 году, по сравнению с ожидаемым итогом этого года, может составить от 10 до 15,6% в зависимости от объема дополнительных доходов. Эти цифры находятся в пределах прогноза социально-экономического развития столицы и могут быть утверждены в качестве базового параметра для дальнейшей работы с бюджетом в Московской городской Думе, подчеркнул он.

Председатель Контрольно-счетной палаты города Виктор Двуреченских сообщил, что, по мнению КСП, в целом параметры проекта бюджета на 2008 год соответствуют основным направлениям социально-экономического развития столицы. Вместе с тем, отметил он, расходы казны могут быть уменьшены на 1 млрд. 833 млн. рублей. Что касается доходной части бюджета, то наиболее существенные увеличения налоговых доходов, по мнению КСП, могут быть достигнуты за счет увеличения плановых показателей по налогу на прибыль организаций (на 37 млрд. 486 млн. 468 тыс. рублей); по налогу на доходы физических лиц (на 25 млрд. 849 млн. 361 тыс. рублей), а также по налогу на имущество организаций (на 4 млрд. 780 млн. рублей).

В ходе обсуждения депутаты отметили в качестве положительного момента то, что инвестиционные расходы в 2008 году предложено установить в объеме 415,7 млрд. рублей и сконцентрировать на вводных объектах в приоритетных сферах развития города. Это в первую очередь объекты социальной сферы, ряд объектов культуры, реализация жилищных программ, а также развитие инженерной и транспортной инфраструктуры. Вместе с тем, депутаты обратили внимание на то, что рост финансирования науки на 7,1, является недостаточным в условиях, когда развитие высоких технологий объявлено в стране в качестве одного из основных приоритетов на ближайшую перспективу. Учитывая потребности города, необходимо рассмотреть возможность увеличения финансирования фундаментальной и прикладной науки, составляющего сегодня всего лишь 0,15% от общей суммы расходов бюджета без учета расходов по отрасли образование, считают столичные парламентарии.

В итоге Дума проголосовала за принятие документа в первом чтении, принимая во внимание, что расходы казны вполне соответствуют задачам и приоритетам, установленным прогнозом социально-экономического развития и перспективным финансовым планом на 2008 год и на период до 2010 года. На работу над поправками было отведено 7 дней. Исполнительная власть использовала предоставленное Бюджетным кодексом право на формирование годового, а не трехлетнего бюджета, как это предусмотрено для федерального уровня. Как отмечалось на заседании, на нынешнем этапе годовой бюджет остается для Москвы наиболее точным и удобным инструментом своей финансовой политики. В дальнейшем же будет изучена возможность и целесообразность перехода к трехлетнему бюджету.