Производство технологического оборудования ОАО "АВТОВАЗ", изготавливающее всю гамму оборудования для Волжского автозавода, а также являющееся единственным в России производителем сварочной оснастки, подвело итоги работы в 2002 году. ПТО ежегодно наращивает объемы производства. В 2000 году этот показатель составил более 2 миллиардов рублей. В 2001 - почти 2,5 миллиарда. Итог прошедшего года - порядка 3 миллиардов. Из них более 600 миллионов - специальное технологическое оборудование, причем по сравнению с 2001 годом объемы выпуска оборудования возросли почти в два раза, что связано с работой по проекту "ШЕВРОЛЕ НИВА".

Номенклатура произведенной продукции выглядит не менее внушительно, чем объемы производства: 112 роботов, 17 металлорежущих станков, 15 позиций сварочного оборудования, 14 позиций окрасочного оборудования, а также моечные машины, кузнечно-прессовая машина и прочее технологическое оборудование - всего 149 позиций. Масштабный объем работ по подготовке производства автомобиля "ШЕВРОЛЕ НИВА" был проделан за рекордно короткие сроки. Впереди серьезная работа по проекту ВАЗ-1118.

"Проект "ШЕВРОЛЕ НИВА" находится в завершающей стадии", - говорит директор ПТО Виктор Давыдов. - "Что касается автомобиля ВАЗ-1118, еще в прошлом году было сделано две автоматических линии сварки заднего и переднего пола с долевым участием нашего немецкого партнера - фирмы "КУКА". Также в 2002 году в ПТО АВТОВАЗа началось производство еще 10 крупных автоматических линий, опять же по совместному инжинирингу с "КУКА". Загрузка по "Калине" очень большая - одного только сварочного оборудования планируется изготовить на 382 миллиона рублей. Мы планируем завершить все проектные работы по проекту ВАЗ-1118 в первом полугодии 2003 года".

АВТОВАЗ - далеко не единственный потребитель продукции ПТО. Производство тесно сотрудничает с другими предприятиями, где из автокомплектов собираются вазовские автомобили. В частности, специалисты ПТО осуществляли все работы по инжинирингу и размещали оборудование для производства модели ВАЗ-2106 на "ИжМашАвто". Также на "ИжМаше" по инжинирингу ПТО изготавливаются кондукторы для ВАЗ-2104. ПТО участвует в проекте автосборочного предприятия в Запорожье, где планируется собирать ВАЗ-21093. Сварочная оснастка для производства автомобилей - это "конек" вазовского ПТО, которое является в России единственным ее изготовителем.

В планах вазовского станкостроительного комплекса на 2003 год: производство 12 единиц металлорежущего оборудования стоимостью 54,6 миллиона рублей; двух единиц прессового оборудования на 26 миллионов; окрасочное оборудование с долевым участием фирмы "Айзенманн" на 90 миллионов; моечное оборудование на 12 миллионов. В целом, на развитие производства планируется потратить 612 миллионов рублей, 70 миллионов - на поддержание действующего производства.

Одним из важных направлений в работе производства является неуклонное повышение качества продукции. Сейчас в ПТО ведется подготовка к сертификации производства на нормы ИСО-ТУ 16/949. Сохранение лидирующих позиций в производстве сварочного оборудования Виктор Давыдов называет приоритетной задачей на ближайшие годы: "В России и странах СНГ на сегодняшний день никто кроме нас не ведет серьезную работу по сварке кузовных деталей. ПТО ОАО "АВТОВАЗ" также является единственным производителем роботов в России. Наша цель - иметь собственное ноу-хау по роботам, создать так называемый "Robotgarten" ("сад роботов"). И проект "ВАЗ-1118" нас существенно к этой цели подводит. В прошлом году мы освоили робот грузоподъемностью 200 кг, в этом году, именно под ВАЗ-1118, будем осваивать робот грузоподъемностью 350 кг - это гибкий роботизированный комплекс, который при замене оснастки и перепрограммировании может варить любые другие детали. Это и есть принцип "Robotgarten". Такие технологии, позволяющие на одном и том же оборудовании производить несколько моделей, практикуются в мировом автомобилестроении".